Условия эффективности учебной деятельности студента

Категория «эффективность» различными авторами соотносится, с одной стороны, с оценкой производимого результата (продукта) (Низовкина Н.Г., Маховикова Г.А. и другие), с другой, с сопоставлением этого результата с затратами на его получение (Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А., Куликова Е.А. и другие).

Как характеристика какого-либо процесса эффективность позволяет определить его экономическую, интеллектуальную, физическую оправданность в конкретных условиях.

Категория эффективности – относительная, поскольку ее выявление осуществляется на основе сравнения двух или более путей получения результата.

Достижение результата деятельности, в том числе и учебной, невозможно без разного рода затрат: приобретения учебных пособий и приспособлений, образовательных услуг, возможностей апробировать освоенные способы деятельности, расхода времени на изучение нового материала и особенностей его применения, интеллектуальных и физических сил на выполнение учебных заданий и действий и т.п.

Совокупность этих затрат оправдывается, в первую очередь, возможностями последующего использования полученного в результате деятельности продукта с целью извлечения выгоды. Для учебной деятельности выгода может быть оценена, например, через вероятность интересующего трудоустройства и применения полученных
знаний и умений на практике, продвижение в интеллектуальном развитии, создание творческого продукта.

Эффективность деятельности может быть оценена через отношение получаемых выгод к произведенным затратам: эффективность выше, если более качественный результат достигнут при использовании тех же ресурсов, или такой же результат получен при расходовании меньшего количества ресурсов, или более высокий результат при меньших затратах.

Ресурсами относительно учебной деятельности могут выступать: временной промежуток, необходимый для получения эффекта, степень интеллектуальных и физических усилий, совокупность образовательных средств (учебных пособий, технических устройств, инвентаря и т.п.), количество педагогических работников, задействованных для регулирования и корректировки образовательного процесса, учебной деятельности и ее продукта.

Эффективность как экономическая категория рассматривается авторами в тесной связи с результативностью процесса, операции, проекта. Подобным образом категория эффективности может быть представлена относительно образовательного процесса. М.М. Поташник в своей работе «Управление качеством образования» отмечал, что эффективность – это цена цели, цена задачи, цена программы и т.д.

С философской точки зрения А.И. Субетто определяет эффективность как одну из мер качества системы или процесса. Данная мера многоаспектна и может использоваться при оценке степени пригодности (или приспособленности) процессов к выполнению поставленных целей, задач, к удовлетворению потребностей; оптимизации систем и процессов в формальных и неформальных смыслах; качества управления.

Для характеристики учебной деятельности авторами часто используются в качестве синонимов категории «успешность», «результативность», «эффективность».

Понятие «учебная успешность» впервые было использовано Б.Г. Ананьевым как оптимальное сочетание темпа, напряженности, индивидуального своеобразия учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый для достижения определенных результатов.

С точки зрения В.А. Якунина успешность обучения определяется высокими психологическими результатами при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических и т.п.).

Ряд авторов (Ю.К. Бабанский, Б.Б. Кулагин, Н.В. Соболь и другие) отождествляют успешность с успеваемостью, объясняя успешность как степень совпадения достигнутых результатов учебной деятельности с запланированными.

О.В. Бирина под учебной успешностью студента понимает «интегральную оценку эффективности результата деятельности студента по усвоению культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей).

В исследовании А.В. Бондаренко, посвященному сравнению точек зрения относительно категорий «результативность» и «эффективность, констатируется, что в большинство авторов рассматривают данные категории как взаимодополняющие, причем результативность определяется как умение выбрать основную цель, а эффективность как умение верно использовать ресурсы для ее достижения.

По мнению А.В. Серикова результативность является одним из свойств эффективности: «…эффективность – это комплексный показатель процесса, который характеризуется такими свойствами, как результативность, ресурсоемкость и оперативность. При этом под результативностью следует понимать способность процесса давать нужный результат».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)