Уровни эффективности учебной деятельности студента и их характеристика

Для характеристики эффективности учебной деятельности студентов в соответствии с выделенными критериями нами выбраны пять уровней. Среди традиционно предлагаемых (высокий, средний, низкий) следует выделить еще два критических уровня: «необоснованно высокий» и «крайне низкий».

Данные уровни свидетельствуют о необходимости срочной корректировки учебной деятельности студентов, поскольку образовательный процесс носит формальный характер и не соответствует либо реальным возможностям студентов, либо требованиям образовательного стандарта.

Необоснованно высокий уровень свидетельствует о том, что имеет место либо существенная перегрузка студентов при изучении учебной дисциплины (что негативно отражается на их здоровье и качестве изучения ими других дисциплин), либо оценка учебных достижений необоснованно завышена, динамика результатов настолько резко положительная, что наблюдается переход через уровень учебной подготовки (например, скачок отметок с 5 до 9 баллов при проведении более последовательных контрольных мероприятий (переход с обязательного уровня на творческий)).

Высокий уровень характеризуется устойчивым стремлением обучающегося к получению новых знаний, сформированностью внутренней мотивации учения, ответственным отношением к собственной учебной деятельности.

Динамика показателей учебных достижений студентов при изучении дисциплины является устойчивой, заметно положительной, позволяющей осуществить переход на следующий уровень подготовки или удержаться на имеющемся (для творческого уровня подготовки по дисциплине). Познавательная активность ярко выражена.

Средний уровень – наблюдается стремление к получению новых знаний при подкреплении их высокими оценками, присутствует внутренняя и внешняя мотивация к обучению. Учебные достижения студентов при изучении дисциплины характеризуются стабильностью, динамика, если отмечается, то является незначительной положительной или отрицательной, колеблющейся в рамках одного уровня подготовки. Познавательная активность неустойчива.

При низком уровне стремление к получению новых знаний отсутствует или ситуативно возникает, мотивация к обучению низкая, преимущественно внешняя, основанная на исключении вероятности неудачи. Динамика учебных достижений от нулевой (при недостаточном уровне подготовки) до незначительной преимущественно отрицательной в рамках одного уровня подготовки или 1 – 2 баллов. Познавательная активность низкая.

Интересно
При крайне низком уровне эффективности учебной деятельности отмечается существенное снижение показателей учебных достижений студентов – резко отрицательная динамика с переходом через уровень подготовки, например, последовательные контрольные этапы оцениваются на 8 и 3 балла. У студентов не сформирована не только мотивация, но и положительное отношение к процессу обучения. Познавательная активность отсутствует, изучение дисциплины в принципе не происходит или отметка используется как инструмент наказания за нарушение порядка.

Для определения уровня эффективности учебной деятельности студента следует соотнести характер динамики показателей учебных достижений и выявленный уровень подготовки по учебной дисциплине при прохождении последней контрольной процедуры.

Согласно предложенной характеристике наиболее приемлемой является такая организация образовательного процесса, при которой эффективность учебной деятельности соответствует среднему или высокому уровню.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)