Управление ликвидностью

Одним из оценочных показателей деятельности любого предприятия является прибыль. Величина прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, возможность увеличить или уменьшить размеры производства. Однако прибыль как финансовый результат может быть достигнута только при наличии соответствующих ресурсов – денежных средств.

Поддержание количества денежных средств на необходимом уровне, оптимизация платежей способствуют устойчивому положению компании. Вот почему наиболее важной задачей на предприятии является создание эффективного механизма управления денежными средствами.

Основные принципы управления денежными средствами:

  •  совокупный денежный поток должен стремиться к некоторой положительной величине, которая определяется уровнем риска, приемлемым с точки зрения данного предприятия;
  • должна быть обеспечена реализация, как можно большего объема продукции путем установления разумных цен на нее;
  • необходимо максимально ускорить оборачиваемость всех видов запасов при обеспечении их
    достаточности, как средства защиты от падения объемов продаж продукции;
  • деньги с дебиторов должны собираться, как можно быстрее (при этом, однако, следует избегать чрезмерного давления на них, так как это может вызвать падение объемов продаж);
  • для ускорения этого процесса следует использовать разумные (экономически оправданные)
    скидки на продукцию и услуги;
  • следует добиваться разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для
    дальнейшей деятельности компании, а также скидок у поставщиков сырья и комплектующих.

Одним из основных критериев правильности управленческих решений, принимаемых в финансовой сфере, является положительность совокупного потока денежных средств в любой момент времени (отрицательный денежный поток и/или отрицательный оборотный капитал – первый симптом финансового неблагополучия предприятия).

Дефицит денежных средств может вызываться как внешними, так и внутренними причинами. К числу последних можно отнести падение объемов продаж продукции, как следствие потери крупных потребителей, недостатков в управлении ассортиментом продукции и т. д., а также изъяны в системе управления финансами (слабое финансовое планирование, отсутствие управленческого учета, потеря контроля над затратами и т. п.).

К внешним причинам, наиболее часто вызывающим возникновение дефицита денежных средств, можно отнести: повышение конкуренции со стороны других товаропроизводителей, использование не денежных форм расчетов (бартера), рост цен на энергоносители, изменение котировок валют, давление налогового законодательства, высокая стоимость заемных средств, высокий уровень инфляции и т. д.

Основой управления является наличие оперативной и достоверной учетной информации, формируемой на базе бухгалтерского и управленческого учета. Состав такой информации весьма разнообразен: движение средств на счетах и в кассе предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность предприятия, бюджеты налоговых платежей, графики выдачи и погашения кредитов, уплаты процентов, бюджеты предстоящих закупок, требующих предварительной оплаты, и многое другое.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)