Управленческое целеполагание в системе современного менеджмента

Цель является мысленным предвосхищением результатов деятельности, направляющей и регулирующей мотивацией человеческой активности. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражающих ее идеальное или желаемое в будущем состояние. Установление целей является одной из главных задач управления, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера.

Цели представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию таких, как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала. В логике целеполагания определяющее значение имеет исходная посылка или первый шаг. В объективной реальности существуют только субъектные цели. Организационные цели представляют собой их трансформацию.

На формулировку организационно-управленческих целей наиболее существенное влияние оказывают интересы многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятельностью коллектива:

  • учредители, владельцы, собственники организации, вышестоящие инстанции; персонал организации;
  • контрагенты;
  • потребители производимых товаров и услуг;
  • органы государственного, регионального и местного управления;
  • общество в целом.

Каждый управленец, как самостоятельная личность, подвержен влиянию личностных моментов:

  • личная система ценностей;
  • материальное положение;
  • возраст;
  • среда, в которой он функционирует;
  • среда, в которой он воспитывался;
  • семейное положение;
  • состояние здоровья.

Основные характеристики целей:

  • множественность;
  • иерархичность;
  • включение в нелинейную сеть.

Общие требования к формированию цели в организации (расположены по мере убывания значимости):

  • реальность и достижимость (нереальные цели не могут быть достигнуты никогда, поэтому они приводят к демотивации работников и потере ими ориентира деятельности и перспектив);
  • измеримость (представление целей не только качественно, но и в количественных показателях позволяет сотрудникам легче их воспринимать, их легче согласовывать, устранять между ними конфликты; они являются хорошей основой составления планов);
  • конкретность (чем более конкретна цель, тем легче ее достижение);
  • гибкость (способность к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации);
  • подразделенческая детализированность;
  • однозначность (четкость в формулировке цели не позволяет исполнителю трактовать ее на свое усмотрение);
  • совместимость (цели не должны противоречить друг другу);
  • ясность (сотрудники должны признавать их в качестве своих личных целей, что позволит им заинтересованно подходить к реализации таких целей и повышать эффективность своего труда);
  • проверяемость (что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать сотрудников);
  • концентрация усилий и выявление приоритетов;
  • предопределенность;
  • направленность;
  • системность (они должны быть совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентировать членов организации на действия, противоречащие друг другу);
  • определение средств исполнения.

Функции организационных целей:

  • легитимизация (оправдание в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации);
  • отражение философии организации, концепции ее деятельности и развития;
  • поведенческое регулирование;
  • потребностная устремленность (сплочение вокруг себя энтузиастов, побуждение их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения);
  • конкретизация;
  • средовая адаптация (уменьшение неопределенности текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, выполнение для них роли ориентиров в окружающем мире, помощь в приспособлении к нему, концентрация на достижении желаемых результатов, противостояние сиюминутным порывам и желаниям, регулирование собственных поступков и поведения в целом);
  • конструирование (определение характера и особенностей общей и управленческой структуры);
  •  стандартно-оценочная (основа критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились).

Основания классификации видов целей:

  • по степени важности для организации:
  • стратегические – ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации;
  • тактические – являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения;
  • по временному периоду, необходимому для реализации:
  • долгосрочные;
  • среднесрочные;
  • краткосрочные;
  • по содержанию:
  • социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием);
  • экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала);
  • технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий);
  • производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости);
  • административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе);
  • организационные (реструктуризация оргструктуры, эффективное делегирование полномочий, формирование системы исполнительской дисциплины);
  • политические (защита интересов социальной группы, обеспечение демократических основ человеческого сосуществования);
  • этические (защита традиций и ценностей, обязательства);
  • психологические (оказать давление, избежать давления, разрешить конфликт, ролевое самоопределение);
  • воспитательные и т. д.;
  • по признаку приуроченности к той или иной стадии жизненного цикла организации:
  • цели, связанные со стадией проектирования и создания системы управления;
  • цели, связанные со стадией развития («роста») системы;
  • цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования;
  • цели, связанные со стадией завершения жизненного цикла системы;
  • по форме выражения:
  • цели, характеризуемые количественными показателями (производство продукции в рублях, тоннах, штуках);
  • цели, описываемые качественно (достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе);
  • по признаку приоритетности их реализации:
  • особо приоритетные (неотложные);
  • приоритетные;
  • отсроченные;
  • по нацеленности на среду:
  • внешние;
  • внутренние;
  • по уровню, к которому они относятся:
  • общие – отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности, формируются в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации:
  • генеральная цель или миссия; общеорганизационные цели;
  • специфические – разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей: операционные (ставятся перед отдельными работникам);
  • оперативные (ставятся перед подразделениями).

Цель как атрибут свободы выбора концентрирует активность сотрудников на желаемых результатах. Общеорганизационная цель есть совокупность целей структурных единиц, согласование которых возможно в форме договоренности двух типов: по горизонтали и по вертикали. Дерево целей в организации повторяется в ее структуре. С точки зрения эффективности каждая должность должна соответствовать конкретной цели.

Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что:

  • во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
  • во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Трудность целевой организации поведения работников заключается в том, что цели организации надо постоянно соотносить с целями подразделений, а цели подразделений – с жизненными целевыми ориентирами работников. Если цели не соотнесены, то в организационной среде могут возникать противоречия и даже конфликты. Если же принимать во внимание, что личные цели часто бывают скрытыми, то соотнести (а тем более совместить) все эти цели кажется просто невозможным. Потому то руководители определяют и даже формулируют цели организации (если только это происходит), как правило, сами, спуская их «сверху вниз». Работники же должны (обязаны) принять эти цели как руководство к действию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)