Участники и стороны конституционного судопроизводства

Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение;
  • органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Таким образом, в указанной части конституционный процесс имеет все признаки гражданского, арбитражного, административного и уголовного процессов, в плане полномочий, предоставляемых сторонам и их представителям по ознакомлению со всеми материалами дела и подаче процессуальных ходатайств, включая проведение фотосъемки материалов дела, заранее, до проведения слушаний, если это необходимо одной из сторон участников процесса, на основании поданного в Секретариат Конституционного Суда соответствующего ходатайства, если это право не ограничивается на основании федерального закона.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

В имеющихся в нашем распоряжении комментариях к ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», говорится следующее:

«Указанная норма закрепляет квалификационные требования к представителям сторон в тех случаях, когда сторона желает пригласить такого представителя. Согласно комментируемому Закону представителями могут выступать лишь адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Таким образом, конституционное судопроизводство является (одним из видов) судопроизводства, в котором к представителям сторон императивно предъявляются специальные квалификационные требования. 

В других видах судопроизводства любое лицо, обладающее дееспособностью и не относящееся к узкому кругу субъектов, которые не могут быть представителями в судах, либо может выступать в качестве представителя без каких-либо ограничений (гражданское, арбитражное судопроизводство), либо может быть привлечено в этом качестве по определению или постановлению суда (уголовное судопроизводство)».

Необходимо уточнить, что с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ, и в соответствие с ч. 1 ст. 55 КАС РФ, судебное представительство по административному судопроизводству также носит профессионально-квалификационный характер.

Например, существует на этот счет судебная практика Конституционного Суда. Конституционный Суд в своем Определении об отказе в принятии к рассмотрению жалобы от 24 ноября г. 2016 г. № 2556-0 граждан М.И. Харитонова и О.В. Харитоновой, оспаривающих конституционность ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами и ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия, пришел к выводу о том, что на основе представленных материалов, определениями суда общей юрисдикции (районного суда) были оставлены без движения жалобы О.В. Харитоновой, поданные в качестве представителя гражданки Е.В. Сергеенковой на судебные акты по административным делам. Основанием для такого решения послужило отсутствие, вопреки требованиям ст. 55 КАС РФ, документа, подтверждающего наличие у представителя (О.В. Харитоновой) высшего юридического образования.

Письмом Секретариата Конституционного Суда Е.В. Сергеенкова была уведомлена о несоответствии жалобы на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 55 КАС РФ, поданной в ее интересах О.В. Харитоновой, требованиям Федерального конституционного закона, в том числе на том основании, что представитель заявительницы не отвечал требованиям, установленным ч. 2 ст. 53 (стороны и их представители) Федерального конституционного закона.

Таким образом, очевидно, что представлять интересы доверителей в Конституционном Суде могут только те лица, крут которых обозначен Федеральным конституционным законом.

Слушания по обращениям в заседании Конституционного Суда могут проходить как в открытом, так и в закрытом режимах судебного заседания.

Большинство заседаний Конституционного Суда проходят в открытом режиме, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным конституционным законом. В открытом судебном заседании Конституционного Суда присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.

Конституционный Суд назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

При проведении закрытого судебного заседания не допускаются проведение кино- и фотосъемки, видеозаписи, прямой радио- и телетрансляции заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Согласно § 38 Регламента, назначение дел к слушанию осуществляется в заседании Конституционного Суда. Конституционный Суд определяет очередность рассмотрения дел с учетом даты принятия обращения к рассмотрению. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания Конституционного Суда.

В случае если в Конституционный Суд поступило ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания (при наличии оснований для рассмотрения дела без проведения слушания), судья-докладчик на ближайшем заседании Конституционного Суда, докладывает о наличии такого ходатайства. Если Конституционный Суд принимает решение о проведении слушания по делу, то при наличии возможности одновременно назначает дело к слушанию.

Уведомления о слушании дела и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном ст. 51 (рассылка материалов, оповещение о заседании) Федерального конституционного закона.

При необходимости по решению Конституционного Суда в слушании дела могут принимать участие эксперты, свидетели, переводчики.

Перед участием в заседании Конституционного Суда указанные лица — эксперт и свидетель, приносят присягу.

Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда.

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого- либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если Конституционный Суд признает невозможность рассмотрения дела — оно откладывается.

Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса — их права, обязанности и ответственность.

Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда. При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.

Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: «Уважаемый Суд», «Уважаемый Председатель Конституционного Суда», «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».

При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса либо (если, исходя из состава присутствующих на заседании, достаточным для понимания адресата являются имя и отчество соответствующего участника процесса) его имя и отчество.

В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.

Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик, шума; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда.

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом безотлагательно.

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых документов и материалов. В этом случае Конституционный Суд назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено (по усмотрению Суда).

В соответствии с порядком, установленным решением Конституционного Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей правовой позиции. В случае, когда правовая позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде для выражения политических заявлений и деклараций. Стороны и участники процесса не должны допускать в своих выступлениях оскорбительные высказывания в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов РФ, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, общественных, политических партий и их объединений, судей Конституционного Суда участвующих в процессе рассмотрения дела, других участников процесса, должностных лиц и иных граждан и организаций.

Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом в полном объеме.

После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда также экспертами.

В заседание Конституционного Суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом.

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон.

При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.

Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

В заседании Конституционного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Документы, исследованные Конституционным Судом, подлежат, по решению Конституционного Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.

Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом.

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Конституционный Суд прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором Российской Федерации, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

После признания Конституционным Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судьи Конституционного Суда вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

Регламент в § 57 дополняет указанное положение Федерального конституционного закона: «По результатам обсуждения материалов к проекту итогового решения Конституционного Суда, представленному судьей-докладчиком (судьями-докладчиками), эти материалы могут быть приняты за основу для дальнейшей работы в качестве проекта итогового решения либо может быть принято решение о разработке нового проекта итогового решения».

Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственные материалы к проекту итогового решения Конституционного Суда.

В случае представления нескольких материалов к проекту итогового решения Конституционный Суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы в качестве проекта итогового решения. Принятыми за основу считаются материалы, получившие наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании.

Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе предлагать поправки к проекту итогового решения Конституционного Суда, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения. По требованию любого из судей поправки представляются в письменном виде.

По требованию любого из судей проект итогового решения Конституционного Суда или поправки к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям.

Итоговое решение Конституционного Суда не может быть принято без проведения голосования, даже если все участвующие в закрытом совещании судьи с ним согласны.

После того как председательствующий в заседании Конституционного Суда объявил о начале голосования по поправке или по части проекта итогового решения Конституционного Суда, никто из участвующих в закрытом совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования.

Поправка к проекту итогового решения Конституционного Суда считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта итогового решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом.

После голосования по частям проекта итогового решения Конституционного Суда проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок.

Итоговое решение Конституционного Суда принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится лишь в том случае, если этого требуют не менее пяти судей. Во всех случаях председательствующий в заседании Конституционного Суда голосует последним»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)