Адвокатура в Германии

Институт адвокатуры в Германии в Средние века рассматривался в качестве государственной должности, подпадающей под контроль высших властей, хотя такой контроль является абсолютно несовместимым с самим понятием адвокатуры как независимого института. Адвокат воспринимался как низший судебный чиновник, призванный содействовать интересам правосудия по назначению от государства.

В значительной степени подобное недоверчивое отношение объяснялось и самой испорченностью адвокатского сословия, часто занимавшегося крючкотворством в целях получения как можно большей прибыли от клиента.

Данное обстоятельство вынудило Фридриха Великого отменить в 1780 г. в Пруссии адвокатов как свободных защитников сторон и назначать вместо них так называемых ассистенратов, обязанных помогать сторонам своими юридическими советами в качестве государственных чиновников.

Однако Общий судебный устав для Пруссии 1793 г. снова признал добровольно избираемых сторонами так называемых юстиц-комиссаров, являвшихся по сути подведомственными судьям правительственными чиновниками.

Их назначение при определенном суде и с обозначением определенного местожительства находилось в ведении министра юстиции, и они были подчинены при исполнении своих обязанностей строгому контролю даже низших судебных инстанций. Аналогичным образом сложилось устройство адвокатуры и в Австрии, и в Баварии, где адвокаты также являлись правительственными чиновниками.

Адвокаты были освобождены от правительственного контроля только в 1879 г. с принятием Устава адвокатуры, который содержал следующие основные положения:

  • в адвокаты может быть допущен лишь тот, кто имеет право на занятие судейской должности;
  • получивший это право в одном союзном государстве сохраняет его и в других союзных государствах;
  • вопрос о допущении в адвокаты решается местным судом в специальном заседании с обязательным учетом мнения главы соответствующей адвокатской камеры;
  • отказ в допущении в адвокаты может быть мотивирован только причинами, указанными в законе, как то: неспособность к занятию общественных должностей, несовместимые со званием и достоинством адвоката занятия, недостойный образ жизни, физическая или умственная слабость;
  • адвокат должен иметь свое местопребывание при том суде, к которому он приписан;
  • практика при Имперском суде несовместима с практикой ни при каком другом суде.

В настоящее время деятельность адвокатуры в Германии регулируется специальным законодательством, к основным актам которого относятся:

  • Федеральный закон об адвокатуре от 1 августа 1959 г.;
  • Федеральное положение об оплате услуг адвокатов от 26 июля 1957 г.

В соответствии с Федеральным законом на адвокатов в Германии возлагаются следующие функции:

  • дача советов и консультаций по юридическим вопросам;
  • представительство интересов клиентов, выступающих в качестве сторон в гражданском процессе (в суде и во внесудебных органах);
  • защита обвиняемого или подсудимого по уголовному делу в суде и органах следствия. В рамках уголовного процесса адвокат может выступать и в качестве представителя интересов потерпевшей стороны;
  • управление имуществом клиента на основании заключенного с ним договора;
  • осуществление функций юрисконсульта по специальному договору, поскольку официально адвокат юрисконсультом работать не может.

Несмотря на то, что профессия юриста пользуется большой популярностью, в Германии не существует конкурса на поступление в юридический вуз. Дело в том, что в Германии 60% школьников получают аттестат зрелости, позволяющий в дальнейшем учиться в высших учебных заведениях. Образовательные учреждения Германии в состоянии обеспечить этим 60% учеников высшее образование по той специальности, которую они выбирают.

Однако в настоящий момент рынку труда требуется 3—4 тыс. юристов в год, а в этот же период выпускаются около 10 тыс. студентов, поскольку в Германии более 40 факультетов юриспруденции. Так что вполне вероятна ситуация, когда многие студенты, сдавшие государственные экзамены, не могут найти себе работу по специальности и вынуждены заниматься чем-то иным.

К адвокатской деятельности и в настоящее время допускается только тот кандидат, который может быть признан пригодным к исполнению судейских обязанностей. Поэтому и для адвокатов, и для судей законодательством установлены одинаковые требования к уровню образования.

Срок обучения составляет от 6 до 8 лет со сдачей двух государственных экзаменов, которые значительно отличаются от экзаменов, сдаваемых российскими студентами, поскольку само юридическое образование в Германии строится по другому принципу. В стране готовят так называемого унитарного юриста. 

Это означает, что во все время учебы студент изучает исключительно теоретические дисциплины и ни на чем не специализируется. Специализация фактически появляется только после второго государственного экзамена, когда выпускник начинает работу в какой-либо организации.

Иными словами, «унитарный юрист» — это юрист, способный работать в любой области юриспруденции и выполнять любую работу, будь то работа судьи, адвоката, нотариуса или государственного служащего.

Следует отметить, что сами немецкие юристы не отрицают, что главный минус «унитарного юриста» состоит в том, что фактически он не в состоянии сразу начать самостоятельно практиковать, так как не имеет для этого специальных навыков и знаний.

Главной же проблемой на сегодняшний день считается большая затратность образования: у Германии нет достаточных средств для того, чтобы обеспечить необходимый уровень специализации студентов. Ежегодно на практическую подготовку студентов тратятся около 800 млн евро, а студент во время референдариата получает 1200 евро.

Высшее юридическое образование строится в Германии следующим образом: студент на протяжении четырех лет изучает гражданское, уголовное и публичное право (более специализированные дисциплины, как, например, трудовое право или социальное право, он не изучает), после чего пишет восемь контрольных работ и сдает первый государственный экзамен.

В случае его успешной сдачи студент проходит референдариат (своего рода стажировку) — два года практического изучения различных юридических профессий: шесть месяцев в суде, четыре месяца в прокуратуре, четыре месяца в социальной сфере и т.д. После окончания всей стажировки студент пишет восемь контрольных работ и сдает второй государственный экзамен. По результатам его положительной сдачи студент может работать в любой сфере юриспруденции.

Однако и без стажировки, и без экзамена адвокатом может стать юрист, имеющий степень доктора права в Германии. Программа последнего экзамена разрабатывается и экзаменационные билеты формируются министерством юстиции каждой земли.

Оно же решает вопрос о допуске соискателя к адвокатской практике с учетом мнения территориальной коллегии адвокатов того округа, в котором заявитель собирается практиковать. Коллегия может представить свой отзыв в течение двух месяцев, по истечении которых при отсутствии какой-либо реакции коллегии на запрос считается, что возражений со стороны коллегии нет.

Основаниями для отказа в допущении к адвокатской практике являются:

  • лишение гражданина основных гражданских прав по решению Федерального конституционного суда;
  • лишение гражданина права занимать публичные должности по решению суда;
  • увольнение гражданина из органов правосудия по решению дисциплинарного суда;
  • обвинение в совершении поступка, недостойного адвокатского звания;
  • участие в борьбе против существующего в Германии общественного строя противозаконным способом;
  • осуществление деятельности, несовместимой с профессией и репутацией адвоката;
  • ограничение гражданина в праве распоряжаться своей собственностью по решению суда;
  • гражданин является судьей или государственным служащим (только если эти функции выполняются не на общественных началах).

Адвокат вправе практиковать только в том суде, к которому он приписан. Разрешение на работу в других судах может быть предоставлено только в интересах правосудия или в виде исключения. Как и в XIX в., сегодня адвокат, допущенный к адвокатской деятельности в Федеральном верховном суде Германии, не вправе практиковать в любом нижестоящем суде, и исключений из данного правила не существует.

Коллегии адвокатов в Германии образуются по территориальному принципу и объединяют адвокатов, приписанных к суду одной и той же земли. Исполнительным органом коллегии является правление, обычно состоящее из семи человек. Если при выборе членов правления не подано большинства голосов за того или иного кандидата, решающим является не голос председателя, но жребий.

Все существующие в Германии коллегии адвокатов объединены в Федеральную палату адвокатов.

Федеральная палата адвокатов Германии была образована 50 лет назад и включает в свой состав 28 региональных палат. По своей организационно-правовой форме она создана как корпорация публичного права. Каждый практикующий адвокат в обязательном порядке должен состоять в Палате.

Органами управления Палаты являются Общее собрание ее членов и Президиум Палаты, которые принимают участие в законодательном процессе путем внесения предложений и рекомендаций в парламент и занимаются проведением консультаций. С 1994 г. в Палате образовано Уставное собрание, которое является представительным органом Палаты.

В него входят по представителю от каждой региональной палаты и по представителю от каждой тысячи адвокатов. Задачами Уставного собрания являются регулирование отношений между адвокатами, адвокатами и гражданами, адвокатами и государственными органами. Кроме того, Уставное собрание занимается вопросами повышения квалификации адвокатов, представительством адвокатуры Германии перед организациями других стран.

Кроме того, в Германии существует Объединение адвокатов Германии, являющееся организацией с добровольным членством. Так, из 102 тыс. адвокатов Германии членство в Объединении имеют 51 тыс. адвокатов. Объединение состоит из 237 региональных объединений.

Основная задача Объединения состоит в представительстве интересов адвокатов перед государственными органами и общественностью, а также в участии в законодательном процессе.

За год Объединение проводит около 600 мероприятий для 20—25 тыс. слушателей.

Объединение адвокатов Германии состоит членом многих международных организаций и представляет в них интересы адвокатов Германии. Среди них Международный союз адвокатов, Международная ассоциация юристов и некоторые другие.

Федеральное положение об оплате услуг адвоката 1957 г. содержит указание на размер минимального тарифа. Тарифные ставки определяются коллегией адвокатов, в которой состоит адвокат, и этические нормы требуют от него соблюдения указанных ставок. Адвокаты также оказывают и бесплатную помощь населению, которая оплачивается из федерального бюджета.

Вопросы адвокатской этики занимают в Германии особое место. Так, Федеральный закон об адвокатуре предусматривает: «Адвокат должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности. Как в рамках своей профессии, так и вне их, он должен быть достойным тех уважения и доверия, которых требует положение адвоката».

Как следствие, адвокату запрещается принимать поручение клиента в следующих случаях:

  • если ожидаемые от адвоката действия противоречат адвокатскому долгу;
  • если по тому же делу адвокат консультировал или представлял интересы противоположной стороны (т. е. речь идет о конфликте интересов);
  • если в том же правовом споре адвокат уже принимал участие ранее в качестве судьи, третейского судьи, прокурора, представителя государственного учреждения;
  • если речь идет о толковании документа, в составлении которого он принимал участие в качестве нотариуса самостоятельно либо через адвоката, с которым он объединяется в своей адвокатской практике.

Рассмотрением дел, связанных с нарушением адвокатской этики и наложением дисциплинарных взысканий, занимаются суды чести. Дело рассматривается коллегией в составе председательствующего и двух членов суда.

При высшем суде каждой земли существует судебная палата, являющаяся апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам чести. В рассмотрении дел в такой палате участвуют и профессиональные судьи, и сами адвокаты.

Кроме того, в качестве надзорной инстанции выступает Сенат по делам адвокатов, функционирующий при Федеральном верховном суде. Сенат вправе осуществлять пересмотр дел, рассмотренных судами чести или земельными палатами по делам адвокатов при высшем суде соответствующей земли.

Устанавливаются следующие виды ответственности адвоката:

  • выговор;
  • штраф в размере до 10 тыс. евро;
  • запрет заниматься адвокатской деятельностью на срок от одного года до пяти лет;
  • исключение из адвокатуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)