Цены, ориентированные на условия конкуренции

Следующая группа цен — это цены, ориентированные на конкуренцию. Если группа «издержки плюс прибыль» представляла собой одну крайность в методах ценообразования, то в качестве другой можно назвать методы, ориентированные на соотношение цен на рынке.

В этой группе различают цены участников конкурентной борьбы, установленные на уровне рыночной цены либо выше или ниже ее. Установление цены на уровне, определенном конкуренцией, происходит в том случае, когда конкуренция на рынке очень острая, продукт предприятия не дифференцирован по сравнению с продукцией других фирм и продавец не имеет возможности контролировать цену реализации.

Индивидуальные издержки предприятия и спрос не вызывают изменений цены предприятия, если конкуренты не меняют своих цен, то есть ориентиром является только рыночная цена участников-конкурентов.

Последняя рассчитывается довольно просто. Предприятие узнает существующую цену на данном рынке и после вычитания из этой величины торговой надбавки определяет цену реализации продукции торговым организациям. Например, производитель устанавливает, что розничный торговец продает единицу продукции, которую он собирается производить, по цене 100 долл. за изделие.

Если исходить из того, что торговая надбавка составляет 40% от рыночной цены, то предприятие-производитель может рассчитывать, что до- ходы от реализации единицы продукции будут составлять порядка 60 долл. за изделие. После этого производитель оценивает, насколько выгодна организация подобно- го производства.

Возможные состояния рыночной конкурентной среды можно представить в виде схемы (см. рис. 8.7.).

Так как подробное описание типов конкурентной среды можно найти в любом учебнике по микроэкономике, в данной книге мы не будем на этом останавливаться. Для каждой ситуации характерна своя стратегия (см. рис. 8.8.).

Метод конкурентных торгов

Метод конкурентных торгов основан на ожидаемых ценовых предложениях конкурентов.
С одной стороны, цена, с которой предприятие выходит на торги, должна быть не ниже затрат самого предприятия на изготовление продукции, а с другой стороны, цена должна быть ниже цен конкурентов.

Так как торги обычно имеют статус «закрытых», то предприятие, чтобы получить контракт и в то же время не остаться без прибыли, для назначения цены может использовать критерий «вероятностной прибыли»:

Прибыль = (цена — затраты) х вероятность выигрыша -> МАХ.

Разработчики цен оценивают вероятность выиграть торг на базе сравнения с предыдущими аналогичными ситуациями или интуитивно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)