Цели, задачи и функции закупок

Целью закупочной деятельности является надежное и качественное обеспечение подразделений компании предметами закупок, а также услугами квалифицированного поставщика, которые имеют надлежащее качество и соответствующее количество для выполнения запланированной производственно-финансовой деятельности с максимально возможной экономической эффективностью и в кратчайшие сроки.

Достижению данной цели способствуют следующие условия:

  • выдерживание обоснованных сроков закупки необходимых материалов;
  • обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них подразделений компании;
  • соблюдение требований производства или торговли в соответствии с установленными стандартами качества закупаемых материальных ресурсов и товаров;
  • оптимизация затрат на закупки в составе себестоимости продукции;
  • осуществление эффективного управления поставщиками.

Целевая ориентация закупок должна быть сопряжена с корпоративными целями компании. Одновременно цель закупок должна корректироваться оперативными действиями подразделения, занимающегося обеспечением предприятия материальными ресурсами, имея стратегическую (т.е. долгосрочную) перспективу, чтобы определять горизонты развития данного подразделения.

С учетом сказанного задачи закупочной деятельности можно описать в зависимости от уровня принятия решений и выделить:

  • задачи корпоративного уровня, состоящие в поддержании корпоративной стратегии посредством нивелирования действий подразделений, занимающихся закупками, в целях удержания конкурентных преимуществ предприятия;
  • задачи операционного уровня, заключающиеся в налаживании надежных и непрерывных поставок материальных ресурсов для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия;
  • задачи стратегического уровня, обеспечивающие связи и взаимодействия с другими функциями компании, с источниками снабжения, потребностями и запросами конечного потребителя.

Типовые задачи закупок в коммерческой деятельности и последствия их невыполнения представлены в табл. 1.

Цели, задачи и функции закупок

В укрупненном виде основные задачи закупочной деятельности можно представить следующим образом:

  1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий и товаров. Следует иметь в виду, что материальные ресурсы и товары, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные средства организации, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу (программу продаж), или привести к ее изменению.
  2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных средств и устойчивость выпуска продукции или реализации товаров и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума.
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий или товаров.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо качественное выполнение функций, характерных для закупок.

В современных условиях важнейшие функции закупок можно объединить в семь блоков:

1. Блок функций планирования:

  • анализ процессов материально-технического обеспечения в текущем и отчетном периодах;
  • прогнозирование потребления материальных ресурсов;
  • расчет потребности предприятия в материальных ресурсах;
  • определение в плановом периоде объемов закупки материальных ресурсов и потребности в денежных средствах.

2. Исследовательский блок функций:

  • анализ номенклатуры материальных ресурсов, потребляемых предприятием;
  • рассмотрение номенклатуры материальных ресурсов, предлагаемых на рынке;
  • исследование эффективности использования материальных ресурсов;
  • изучение опыта применения материальных ресурсов другими предприятиями;
    анализ объемов потребления материальных ресурсов, выявление его тенденций и причин;
  • изучение поставщиков, их условий продажи;
  • исследование ценовой политики поставщиков, системы цен и скидок;
  • оценка товаропроводящей сети поставщиков, выбор предпочтительной.

3. Блок функций, связанных с выбором поставщиков:

  • определение критериев выбора поставщиков;
  • формирование рейтинга поставщиков;
  • оценка эффективности деятельности поставщиков.

4. Оперативный блок функций:

  • разработка планов завоза материалов от различных поставщиков;
  • определение потребности в транспортных средствах, подача заявок на транспорт; контроль отгрузки поставщиками;
  • организация завоза материальных ресурсов;
  • контроль за доставкой грузов;
  • решение вопросов с финансовой службой об оплате счетов;
  • оперативный учет поступивших материальных ресурсов;
  • контроль за выполнением обязательств поставщиками;
  • выявление фактической обеспеченности ресурсами и регулирование запасов материальных ресурсов.

5. Организация хранения материальных ресурсов:

  • подготовка к приемке грузов и организация работ по их разгрузке;
  • входной контроль по целостности упаковки грузов, по их количеству и качеству;
  • размещение материальных ресурсов по местам их хранения;
  • обеспечение сохранности материальных ресурсов;
  • подготовка материальных ресурсов к передаче на производство;
  • комплектация заказов производства;
  • организация отпуска материальных ресурсов производству.

6. Доведение материальных ресурсов до внутренних подразделений предприятия:

  • планирование потребностей внутренних подразделений;
  • разработка лимитов на отпуск материальных ресурсов;
  • оформление документов на отпуск материалов;
  • организация централизованной доставки материалов на рабочие места;
  • организация отпуска материальных ресурсов внутренним подразделениям;
  • контроль состояния запасов на рабочих местах и в кладовых цехов.

7. Экономический блок функций:

  • планирование показателей, отражающих объем и качество функционирования подразделения, занимающегося закупками;
  • планирование потребности в трудовых и материальных ресурсах для закупочного подразделения;
  • разработка системы оплаты и материального стимулирования труда закупочного подразделения;
  • планирование и минимизация издержек функционирования закупочного подразделения;
  • согласование показателей закупок с плановой и финансовой службами предприятия;
  • экономический анализ и определение эффективности работы закупочного подразделения.

Все вышеперечисленные функции отдела закупок реализуются в его тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия – с маркетингом, производством, бухгалтерией, с финансовым управлением, юридическими службами и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)