Эволюция концепций управления в сфере снабжения
В процессе развития концепции управления в снабжении развивались и проходили следующие формы:
- пассивная: подразделение закупки не имеет стратегической направленности и в основном отражает потребности других подразделений организации. Характеризуется большой долей времени на рутинные операции, низким приоритетом функциональных и индивидуальных взаимоотношений, выбором поставщика, базирующемся на цене и доступности.
- независимая: подразделение закупки использует современные методы и процедуры, однако его стратегическая направленность независима от корпоративной стратегии компании. Характеризуется базированием закупочной деятельности в основном на сокращении затрат и усилении дисциплины поставок; установленной координационной связью между закупками и техническими подразделениями, осознанием руководством важности профессионального развития и возможности вклада подразделения закупок в увеличение прибыльности предприятия.
- поддерживающая: подразделение закупки поддерживает корпоративную стратегию компании за счет методов управления закупками и закупки продуктов, которые усиливают конкурентную позицию фирмы. Характеризуется включением персонала подразделения закупок в команды управления продажами, позиционирование поставщиков как ресурса, в акцентом на опыт, мотивацию и взаимоотношения, постоянным мониторингом и анализом рынков, продуктов и поставщиков.
- интегрированная: концепция снабжения интегрирована в корпоративную стратегию фирмы и составляет часть общего стратегического плана. Характеризуется налаженными межфункциональными обучением и переподготовкой исполнительного персонала подразделения снабжения, установлением постоянно действующей коммуникационной связи с другими подразделениями предприятия, ориентацией фокуса профессионального развития снабжения на стратегические элементы корпоративного плана, связью измерения эффективности закупок с их вкладом в общий успех предприятия.
Сегодня во все большей степени передовые компании осознают, что рационально встроенное в управление цепями поставок снабжение представляет собой значительный ресурс повышения конкурентоспособности конкретного предприятия и цепи поставок в целом, что характеризует интегративную концепцию управления снабжением.
В этой концепции фокус профессионального развития снабжения ориентирован на стратегические позиции корпоративного плана снабжения и измерения его эффективности по вкладу в результирующие показатели деятельности предприятия.
Проводя семантический анализ исторического происхождения термина «логистика», можно прийти к выводу, что развитие логистики как науки и практики эффективного управления материальными и сопутствующими потоками тесно связано со снабжением.
В России в середине XIX в. логистика определялась как искусство практического управления войсками и включала в себя широкий круг вопросов, связанных с планированием материально-техническим снабжением армии и управлением им, определением мест дислокации, транспортным обслуживанием и т.д. Это объяснялось высокой зависимостью эффективности боевых действий от скоординированного и экономичного обеспечения войск.
В СССР материально-техническое снабжение в масштабе всей страны было организовано как единая межотраслевая система, обеспечивающая предприятия материальными ресурсами независимо от их ведомственного подчинения (рисунок 2).
«Большая советская энциклопедия» трактует термин «материально-техническое снабжение» как процесс планового распределения и организации обращения средств производства, включающий реализацию выпускаемой предприятиями продукции производственно-технического назначения и обеспечение ею потребителей.
Особенности функционирования централизованной системы материально-технического снабжения в условиях плановой экономики представлены в учебнике Логистика снабжения: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич; под общ. ред. В. И. Сергеева.
- Функции и направления деятельности отдела закупок предприятия
- Взаимодействие отдела закупок с другими функциональными подразделениями компании
- Взаимоотношения между сферами менеджмента фирмы при управлении закупками
- Организационное построение службы закупок
- Необходимость и особенности организации службы закупок
- Основные стратегии закупок и их характерные особенности
- Стратегическое управление взаимоотношениями с поставщиками
- Методы выбора поставщика
- Стратегический подход к выбору источников удовлетворения потребностей при организации закупок
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу