Цели и основные задачи модернизации образования

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Роль образования в развитии нашей страны определяется задачами ее перехода к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике.

Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации. Модернизация образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Образование призвано войти в число основных приоритетов общества и государства. Создание механизмов устойчивого развития системы образования составляет цель его модернизации.

Для достижения указанной цели предстоит решить в первоочередном порядке комплекс приоритетных задач, среди которых особое значение имеют:

  • обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;
  • создание условий для повышения качества общего и профессионального образования;
  • формирование эффективных экономических отношений в образовании;
  • обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом;
  • управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

К числу ведущих направлений модернизации общего образования можно отнести:

  • личностную ориентацию содержания образования;
  • нормализацию учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся: экономики, истории, права, литературы, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • переход к четырехлетнему начальному образованию;
  • обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
  • введение профильного обучения на старшей ступени школы.

Решение ведущих задач модернизации образования – обеспечения его доступности, качества и эффективности – предполагает масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения. В первую очередь предстоит осуществить значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и перспективами развития страны.

Одним из методологических оснований обновления содержания образовательных программ выступает компетентностный подход. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационно-ценностную, этическую, социокультурную, творческую, поведенческую.

В содержание его входят результаты обучения (знания и умения), система ценностных ориентации, привычки и др. Компетентности формируются и развиваются не только в школьной среде, но и под воздействием семьи, друзей, разнообразных видов деятельности, политики, культуры, религии и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит в целом от образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать повседневные жизненно значимые проблемы. Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

В структуре ключевых компетентностей выпускника школы, по мнению авторов-разработчиков стратегии модернизации содержания общего образования, должны быть представлены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений; навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, в качестве главного результата модернизации общего образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.

Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает:

  • быть хозяином своей жизнедеятельности, «жизненной траектории»;
  • творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре.

Отсюда безотлагательного решения требуют задачи:

  • развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • развитие умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;
  • формирование толерантности, терпимости к чужому мнению; умений вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

Основные результаты образовательной деятельности могут быть представлены системой ключевых компетентностей обучающихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, которая может быть обеспечена за счет усиления социально-гуманитарного, ценностно-ориентированного потенциала содержания общего образования, его практической ориентации, смещения акцентов в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону освоения обучающимися оптимальных способов самостоятельной деятельности, практических навыков самообразования.

В старших классах должно быть увеличено время на самостоятельную работу реферирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Средняя школа призвана обеспечить необходимую базовую подготовку учащихся по применению информационных и коммуникационных технологий. Для этого предстоит создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю, в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося.

Модернизация содержания общего образования предусматривает наращивание знаний и базовых навыков обучающихся в областях, обеспечивающих их активную социальную адаптацию (экономика, право, социология, основы политической системы, менеджмент и т. п.); формирование знаний на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы. Предстоит существенно повысить роль коммуникационных дисциплин в целом, прежде всего информационных технологий, русского и иностранного языков.

Значительное место должно быть отведено решению проблем дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различную категорию обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, при сохранении фундаментальности образования предстоит усилить его практическую, жизненную направленность, тем самым обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.

Каковы условия достижения новых целей образования? К их числу следует отнести прежде всего определение принципов образовательной политики каждого учебного заведения, подготовку педагогов к обеспечению вариативности, личностной, развивающей, практико-ориентированной направленности общего образования, его возрастной адекватности. Одним из важнейших условий модернизации выступает качество программно-методического сопровождения образовательного процесса, его ориентация на формирование системы ключевых компетенций обучающихся.

При определении приоритетных направлений модернизации содержания образовательных программ необходимо помнить, что содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее полноте.

Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:

  • опыта эмоционально ценностного отношения к миру, людям, событиям, процессам (фиксируется в форме личностных ориентации);
  • опыта познавательной деятельности (фиксируется в форме системы знаний, умений, навыков, способов учения, системы общеучебных умений);
  • опыта осуществления известных и творческих способов деятельности (фиксируется в форме умений действовать по образцу и в нестандартных ситуациях).

Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся ключевые компетентности, личностно ориентированные по своей природе. Сказанному должна соответствовать и новая система оценки учебных достижений выпускников. Ее отличительной особенностью становится не только выяснение того, в какой мере учащиеся освоили (запомнили) знания, умения, навыки, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач и проблем.

Решающим шагом нормативного представления и реализации нового содержания школьного образования выступает внедрение федерального компонента государственного стандарта общего образования, который утвержден Приказом Минобразования Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальной защищенности обучающихся;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования, уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

В контексте модернизации отечественного образования можно определить следующие генеральные цели стандарта:

  • в социокультурном отношении – привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, страны; существенно повысить его качество и эффективность, то есть востребованность его результатов в жизни;
  •  в педагогическом отношении – сделать это образование доступным для ребенка, укрепляющим его здоровье, отвечающим законам его возрастного развития, его склонностям и интересам;
  • в социальном отношении – гарантировать бесплатность этого обращения для каждого ребенка;
  • в общенациональном отношении – обеспечить утверждение ценностей гражданского общества, общероссийской идентификации, единого образовательного пространства страны, достойного уровня образовательного потенциала нации.

Что дает стандарт ребенку, учителю, школе? Эдуард Дмитриевич Днепров, академик РАО, руководитель ВНК «Образовательный стандарт» Минобразования РФ, отмечает три главных, фундаментальных обретения.

1. Стандарт в первые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения, то есть впервые не на словах, а на деле воплощает в жизнь идею личностно ориентированного образования.

2. При этом:

  • вариативный компонент содержания образования возрастает от ступени к ступени (от 11,6% в начальной школе до 44,4% на старшей ступени образования). В целом за все годы обучения данный компонент составляет при пятидневной учебной неделе 19,4%, при шестидневной учебной неделе – 25,2%;
  • в стандарте впервые вводится, помимо федерального и регионального компонентов, компонент образовательного учреждения, на который отводится не менее 10% учебного времени. По своей сути «школьный» компонент есть синоним «ученического» компонента, ибо он представляет собой суммативное множество ученических интересов;
  • само построение стандарта, то есть «дельта» между образовательным минимумом образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников (обозначенная в тексте стандарта курсивом), впервые дает возможность организации разноуровневого обучения.

2. Стандарт предусматривает:

  • существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны;
  • большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Содержание образования обновлено: в начальной школе – на 12,3%, в основной школе – на 29,9%, в старшей школе более чем на 35%.

3. Стандарт делает значительный шаг к разгрузке содержания образования. В начальной школе разгрузка проведена на 20,1%. И кроме того, выделено курсивом, т. е. не входит в требования к уровню подготовки выпускников, еще 26,9% материала стандарта.

В основной школе разгрузка составляет 18,2%, курсив — 29,9%. За счет введения профильного обучения существенно разгружена и старшая школа. В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего общего образования) и по отдельным учебным предметам.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению.

Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образовании, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личностным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент служит реализации следующих основных целей:

  • формированию целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретению опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное общее образование — завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлению.

Интересно
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент среднего общего образования направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Как подчеркивает Э. Д. Днепров, с точки зрения философии и истории образования предложенный стандарт является переходным, ибо фиксирует собой по меньшей мере три процесса перехода:

  • политический — переход от образования унитарно-тоталитарного общества к образованию гражданского общества;
  • образовательный — переход от старых к новым принципам образования, от безличностной «знаниецентристской» к деятельностной и личностно ориентированной педагогике, от старого к новому содержанию образования;
  • методологический — то есть переход в самой методологии разработки стандартов:
  • от стандартов, определяющих объем преподавания и процесс обучения, к стандартам, ориентированным на его результаты;
  • главное — от стандартов, ориентированных на консервацию существующего образования, к стандартам, направленным на его развитие.

В совокупности это и составляет первый шаг перехода не только к стандартам нового поколения, но и к глубокому обновлению отечественного образования в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)