Требования к профессиональным качествам руководителя НХТ

Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности – воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя.

Гуманистическое воспитание опирается на личность учителя и требует от него веры в человека, уважения его внутреннего мира и гражданской позиции.

Образовательное пространство школы рассматривает систему «учитель- ученик» как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные позитивные условия для развития личности каждого ученика, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие от своего труда.

Профессиональное развитие учителя – это не только рост, становление, личностной реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное – это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.

Первое направление в решении проблемы гармонизации личности учителя – воспитание и поддержание мотивации на педагогической деятельности, сотрудничества с ребенком. Психологическим условием развития педагогической направленности является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.

Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманизацию деятельности. Второе направление – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.

Педагогическая компетентность включает в себя знания, умения и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, самореализации личности. Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития педагогической компетентности учителя определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческой.

Третье направление – психологическое обеспечение повышения уровня культуры эмоциональной жизни учителя, его психологической готовности к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.) – способность ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои способности.

Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психологического и физического здоровья и учителя, и ученика.

Таким образом, формируется Я-концепция педагога – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представления личности о самом себе, целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Педагогическое мастерство учителя как компонент общеличностного развития можно также анализировать в различных социально-психологических аспектах:

Первый аспект связан с разработкой научных основ психологии педагогической деятельности. Наука позволяет раскрыть сущность и содержание таких важных психологических категорий, как самоопределение себя как педагога, свою пригодность к педагогической деятельности, педагогическая квалификация.

Второй – связан непосредственно с изучением индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств личности, необходимых человеку в педагогической деятельности и обуславливающих ее эффективность.

Третий аспект – связан с разработкой психологических основ педагогического мастерства.

Здесь изучаются условия и факторы педагогического самосовершенствования, самореализации, роста квалификации, профессиональной компетенции, развития педагогических умений и навыков, формирование личностной учительской позиции. Это самый длительный процесс развития личности педагога с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в педагогической деятельности. Центральное звено этого процесса – педагогическое мастерство.

Таким образом, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – это процесс целостного развития личности как субъекта педагогической деятельности, который определяется социальным запросом, ведущей деятельностью, а также активностью самого учителя, при этом профессиональное развитие предполагает потребность стремления учителя к своему профессиональному росту.

У каждого из нас существуют достаточно четкие представления об идеальных целях, достижение которых, по нашему мнению, желательно добиваться, опираясь на реальные возможности наших умений и навыков, которые фактически в большей или меньшей степени зависят от нашей внутренней организованности и от внешних условий.

То есть каждый педагог сочетает в себе три основных компонента: Я – методист («идеальное Я» – четкое осознание, как должно быть) Я – исполнитель (реальное Я – осознание своих возможностей) Я – новатор (Я в развитии – стремление к самосовершенствованию)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)