Педагогическое мастерство и его компоненты

Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие – что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые – что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.

Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: “Мастерство – это высокое искусство в какой – либо области”.

Авторские определения педагогического мастерства:

  • А.И. Щербаков: “Педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.
  • Н.Н. Тарасевич: “Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности”.
  • Л.А. Байкова: “Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка”.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Набор качеств учителя – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

Следующий компонент педагогического мастерства – это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней.

Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения.

Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае – педагогическая.

Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.

Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания.

Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно- содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя. Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности.

Ученые-исследователи выделяют ведущие из них:

  • дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал;
  • коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися;
  • перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;
  • эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими
    эмоциями, владеть собой;
  • экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;
  • организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся;
  • прогностические, способность намечать перспективы;
  • креативность и импровизацию, способность к творчеству;
  • интуицию, способность предвидеть;
  • эмпатию, способность к сопереживанию;
  • научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)