Учебно-воспитательная и творческая работа руководителя хореографического коллектива

Великий гуманист, педагог и писатель В.П.Сухомлинский писал: «Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью.

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего их мир, сторожа, которому безразлично, что делается в нутрии этого мира».

На занятиях педагог выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача руководителя состоит в такой организации процесса познания танцевального искусства, который способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка и соответствует данной ступени его развития.

Приводить в действия свои знания, свое умение помогают педагогические и организаторские способности. К педагогическим способностям относятся наблюдательность, воображение, внимание, а к организаторским – инициативность, умение мобилизовать детей, требовательность, умение планировать и контролировать. Рассмотрим каждую способность более подробно.

Педагогическую наблюдательность характеризует постоянная потребность присматриваться к людям, подмечать в их внешнем облике и поведении то, что на первый взгляд не каждый заметит. Умение наблюдать имеет огромное значение в воспитательной деятельности коллектива.

Педагогическое воображение – сложная психологическая функция, без которой невозможно продуктивная воспитательная деятельность, которая обязательно требует мысленного предвиденья результатов своего труда. Внимание – это свойство психики, которое дает возможность человеку отвлечься от окружающих раздражителей и направить свое сознание только на определенные предметы, действия, мысли.

Воспитательная работа, есть, прежде всего, работа организатора, говорил Д.С. Макаренко. А чтобы организовать жизнедеятельный и радостный коллектив, нужна, прежде всего, инициативность. Чтобы включить их в работу коллектива, важно увлечь их идеями, захватывающими перспективами, вызвать желание заниматься, преодолеть возникшие трудности, то есть уметь мобилизовать детей. Учитывая эти способности руководителя, решается нелегкая задача – формирования коллектива. Руководитель здесь часто выступает во многих ролях. Он психолог и педагог, воспитатель и друг, пример для подражания.

Авторитет руководителя создается его знаниями и поддерживается чутким отношением к участникам. Он должен быть душой коллектива, образцом дисциплинированности, культуры поведения. Руководитель должен четко прислушиваться к желаниям и настроениям участников, разумно и тактично предостерегать их от возможных ошибок. В его работе недолжно быть «мелочей», а возникшие трудности следует преодолевать упорством, волей и настойчивостью.

Гармоническое развитие коллектива возможно лишь при соблюдении ряда условий, выработанных и обоснованных А.С. Макаренко:

  • дисциплина и режим, без которой невозможно осуществление любого дела; включая творческую деятельность, невозможно результативность.
  • систематичность, целенаправленность в осуществлении воспитания и обучения, недопустимость их разрыва;
  • мажорный тон, проявление внутреннего спокойствия, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, в силах коллектива и в его будущем.
  • дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения и каждого члена коллектива. Чувство гордости за коллектив. Недопустимость уединенности личности;
  • присутствие в коллективе идеи защищенности, поддержки в достижении истины;
  • активность коллектива и каждого его члена, но упорядоченная, разумная и полезная;
  • привычка торможения, сдержанность в движении, в слове, в критике и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)