Творческая работа руководителей хореографических коллективов

Обучение различным видам искусства – музыкальному, театральному, хореографическому – имеет свои специфические особенности, предполагает особые формы и методики обучения, специфический язык общения, своеобразные методы психологического воздействия.

В основу профессионального хореографического обучения положены достижения педагогических школ России, Франции, Италии, Америки, Беларуси, представленные в творчестве известных теоретиков и практиков хореографического искусства: К.Блазиса, А.Я.Вагановой,С.М.Гребенщикова, Р.В.Захарова, А.М.Мессерера, Ж.Ж.Новерра, И.В.Смирнова, Н.М. Стуколкиной, Н.И.Тарасова, Т.С.Ткаченко, А.Чекетти и др.

Сложившиеся в хореографической педагогике стереотипы традиционно используемых преподавателями авторитарных подходов к процессу обучения танцу на сегодняшний день противоречат требованиям личностно- ориентированного, гуманистического образования и принципам социокультурной деятельности, являющихся доминирующими в работе руководителя хореографического ансамбля, определяя, таким образом, необходимость внесения ценностно-методических изменений в процесс профессиональной подготовки хореографов.

Современные условия профессиональной деятельности хореографа требуют от него общекультурологических, искусствоведческих, психолого-педагогических, менеджерских знаний наряду со специальными умениями и навыками в исполнительской, балетмейстерской и педагогической сферах.

Профессиональная подготовка руководителей хореографических коллективов, деятельность которых синтезирует в себе все аспекты хореографической профессии, осуществляется в среднеспециальных и высших учебных заведениях культуры и искусства путем комплексного изучения спецдисциплин и предметов общеобразовательного блока с учетом специфики социокультурной деятельности, в рамках которой предстоит работать хореографу.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день деятельность руководителя танцевального коллектива характеризуется многоаспектностью и определяет ряд выполняемых им функций:

  • организационно-управленческая (руководитель-хореограф выступает организатором коллектива и управляет его функционированием);
  • балетмейстерская (руководитель коллектива является главным его балетмейстером-постановщиком, за исключением коллективов, в которых работают приглашенные балетмейстеры);
  • репетиторская (руководитель хореографического ансамбля осуществляет репетиционный процесс, выполняя функции главного педагога-репетитора);
  • обучающе-воспитательная (обучение исполнительскому мастерству и духовно-эстетическое воспитание танцовщиков являются фундаментальными в работе руководителя-хореографа);
  • развивающая (формирование всесторонне развитых личностей в ансамбле осуществляется путем равноценного физического, эмоционального, эстетического, интеллектуального, креативного развития исполнителей).

Подготовка будущих руководителей-хореографов, приоритетной целью которой является становление высококвалифицированного специалиста в области хореографического искусства, владеющего специальными хореографическими, общекультурологическими, психолого-педагогическими, искусствоведческими и менеджерскими знаниями, готового к новаторству и творчеству, быстро реагирующего на изменения в профессиональной деятельности, должна осуществляться в соответствии с выше обозначенными функциями.

Исполнительскую деятельность хореографа обычно рассматривают в двух аспектах – репродуктивном и творческом. В исполнительском акте всегда присутствует творческое самовыражение танцовщика, определяющее субъективность данного аспекта профессиональной деятельности.

Таким образом, относительно репродуктивная исполнительская деятельность хореографа представляет собой творческий процесс, заключающийся в индивидуальной интерпретации исполнителями хореографического материала, отражающий личностные и индивидуально- художественные особенности «Я» танцовщика.

Учебно-исполнительская деятельность студента-хореографа, являющаяся доминирующей в процессе профессионального хореографического обучения, осуществляется на спецдисциплинах, реализуясь в систематической репетиционной работе в «классе» с четко разработанной системой развития психофизического аппарата, освоении и совершенствовании исполнительской техники, приобретении навыков выразительного и эмоционального воплощения хореографического образа на сцене.

Подготовка студентов-хореографов к педагогической деятельности осуществляется комплексно на психолого-педагогических дисциплинах («Педагогика», «Общая психология», «Возрастная психология», «Методика преподавания спецдисциплин», «Профессиональная педагогика» и др.), предметах по специальности и педагогической практике, обязательной для студентов всех специализаций.

Балетмейстерская деятельность является одним из сложнейших аспектов профессиональной работы хореографа, требующим от него образного мышления, творческого воображения, коммуникативных и организаторских способностей, исполнительских, педагогических и репетиционно-постановочных навыков. Необходимо отметить, что доминирующее значение в работе руководителя танцевального коллектива имеет постановочная и репетиторская деятельность.

Постановочная работа – индивидуально неповторимый процесс создания хореографического произведения, имеющий определенные закономерности и осуществляемый поэтапно следующим образом:

  • период первоначальных художественных накоплений (подбор музыкально-хореографического материала);
  • стадия переработки накопленного материала;
  • формирование идеи и замысла будущего хореографического произведения;
  • стадия построения драматургической линии хореографического произведения;
  • работа с музыкальным материалом, создание пластического мотива композиции;
  • разработка композиционного плана;
  • репетиционно-постановочная работа с исполнителями и т.д.

Индивидуально неповторимое прохождение балетмейстером вышеперечисленных этапов, обусловленное индивидуальным балетмейстерским стилем, определяет многообразие и многогранность хореографических произведений и процесса их создания.

Для создания хореографической композиции балетмейстер должен знать лексические модули различных жанров и направлений хореографического искусства, владеть на высоком профессиональном уровне исполнительскими и педагогическими навыками (практический показ и объяснение являются доминирующими методами в постановочной работе хореографа), обладать коммуникативно-организаторскими способностями, в совершенстве владеть балетмейстерскими приемами.

Подготовка студентов-хореографов к балетмейстерской деятельности, выступающей основой работы руководителя хореографического коллектива, реализуется в рамках дисциплины «Искусство балетмейстера» и творческой практики, осуществляемой на базе любительских и профессиональных хореографических коллективов, в процессе которой проявляются способности и склонности студентов к данному аспекту профессиональной хореографической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)