Торговый сбор

Торговый сбор является местным прямым (на предполагаемый доход) налогом (несмотря на название), урегулированным гл. 33 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г.

В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ).

Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли.

При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ). Кроме того, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется уполномоченный орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором (п. п. 1, 2 ст. 418 НК РФ).

Также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 410 НК РФ).

Иные элементы данного сбора (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ).

На сегодняшний день торговый сбор фактически введен только в г. Москве Законом г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 “О торговом сборе”.

В Определении КС РФ от 11 октября 2016 г. N 2152-О анализировались положения законодательства о торговом сборе, но каких-либо признаков неконституционности (в рамках поставленных заявителями вопросов) выявлено не было.

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

То, что торговый сбор в действительности представляет собой налог, фактически подтверждается в п. 2 ст. 411 НК РФ: от уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Таким образом, если от уплаты сбора освобождаются лица, осуществляющие некоторую деятельность, облагаемую налогом, то в действительности имеется в виду не сбор, а именно налог. Кроме того, в ст. 415 НК РФ, регламентирующей предельные ставки торгового сбора, их ограничение производится через расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН.

Интересно
Достаточно странно было бы ограничивать размер сбора (если это действительно сбор) размером налога. Примечательно и то, что в силу п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ в случае установления на соответствующей территории торгового сбора, ЕНВД по соответствующим видам деятельности не применяется. Это дополнительно обосновывает то, что торговый сбор – аналог ЕНВД (по факту – только для г. Москвы, где ЕНВД не введен).

В п. 1 ст. 416 НК РФ предусмотрена постановка на учет плательщиков торгового сбора. В соответствии с указанной нормой, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.

Указанный орган определен в ст. 4 Закона г. Москвы “О торговом сборе”: полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Кроме того, принято Постановление правительства Москвы от 30 июня 2015 г. N 401-ПП “О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве”, на основании которого соответствующие полномочия осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Объектом обложения торговым сбором согласно п. 1 ст. 412 НК РФ признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В ст. 413 НК РФ предусмотрено, что сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков. Таким образом, объект обложения торговым сбором, как объект налога, можно охарактеризовать как осуществление определенных видов предпринимательской деятельности.

Сходным образом объект налога установлен в ЕНВД, ПСН и в налоге на игорный бизнес – налогами данной группы облагается предполагаемый доход от соответствующей деятельности плательщика, исчисляемый исходя из ее внешних характеристик.

Отличия только состоят в том, что в ЕНВД и в ПСН вводятся соответствующие понятия предполагаемого дохода (вмененный доход и потенциально возможный к получению годовой доход соответственно), после чего производится расчет налога; а в налоге на игорный бизнес и в торговом сборе сразу вменяется сумма налога. Кроме того, ЕНВД и ПСН, как специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ), предполагают освобождение от ряда налогов.

Сходным образом урегулирован и налог на игорный бизнес, хотя он и не обозначен в НК РФ как специальный налоговый режим: соответствующий доход не облагается НДС и налогом на прибыль организаций. Что же касается торгового сбора, то его плательщики от уплаты каких-либо иных налогов не освобождаются.

Интересно
Налоговая база для торгового сбора в НК РФ прямо не регламентируется, что, по всей видимости, является одним из элементов “маскировки” налога под сбор. Указанное обстоятельство, однако, не означает, что налоговой базы (в ее нормативном понимании, следующем из ст. 53 НК РФ) в торговом сборе не имеется.

В частности, в силу п. 1 ст. 415 НК РФ, ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Таким образом, в зависимости от вида объекта, налоговой базой будет являться либо его площадь в квадратных метрах, либо количество единиц объектов.

Предельные налоговые ставки регламентированы в ст. 415 НК РФ. Первое общее ограничение следует из п. 1 ст. 415 НК РФ: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

В п. п. 3, 4 ст. 415 НК РФ введены конкретные ограничения: ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту стационарной торговой сети, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала, а по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, – в расчете на 1 кв. м площади склада и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту стационарной торговой сети, выданного на три месяца, деленную на 50.

Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

В Приказе Минэкономразвития РФ от 21 октября 2019 г. N 684 “Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2020 год” установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 33 “Торговый сбор” НК РФ, равный 1,379. Однако указанный коэффициент-дефлятор напрямую не оказывает влияния на сумму торгового сбора, т.к. он применяется только для расчета предельного ограничения его ставки, которую не вправе превышать местный (региональный) орган власти.

Конкретные налоговые ставки предусмотрены только Законом г. Москвы “О торговом сборе” (в расчете за квартал на объект осуществления торговли).

Так, в ст. 2 указанного нормативного акта предусмотрено, что для такого вида торговой деятельности, как торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), в зависимости от места расположения объекта, составляет от 27 000 руб. до 81 000 руб. с объекта. Другой пример: для организации розничных рынков ставка сбора установлена как 50 руб. за 1 кв. м площади розничного рынка.

Соответственно, рассчитывается торговый сбор приблизительно по тем же правилам, что и, например, ЕНВД. Исчисляется торговый сбор только самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ). В то же время, в п. 3 ст. 417 НК РФ предусмотрено, что в случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации.

Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом. Здесь примечательно то, что налоговый орган сразу направляет требование об уплате налога (ст. ст. 69, 70 НК РФ), без предварительного направления налогового уведомления (п. 1 ст. 52 НК РФ) и без проведения какой-либо проверки (камеральной либо выездной).

Налоговым периодом по торговому сбору является квартал (ст. 414 НК РФ), который обозначен в НК РФ как “период обложения”.

Срок уплаты торгового сбора по итогам налогового периода – не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ). Налоговая декларация по торговому сбору (как, впрочем, и расчет сбора) не предусмотрена, в силу очевидного отсутствия необходимости в ней. Вся важная для налогового органа информация есть в уведомлении плательщика о постановке на учет, либо в информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган – п. 1 ст. 416 НК РФ, т.е. по существу имеет место “однократная” налоговая декларация.

Впрочем, поскольку характеристики осуществляемой предпринимательской деятельности могут измениться (например, площадь торгового зала – увеличиться), установлены определенные обязанности плательщиков по инициативному представлению информации в налоговый орган (хотя и не в виде налоговой декларации).

В соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о прекращении использования объекта осуществления торговли, а также о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения или прекращения торговли.

К примеру, в ст. 3 Закона г. Москвы “О торговом сборе” предусмотрены региональные налоговые льготы. В частности, освобождаются от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи (подп. 1 п. 2).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)