Типы и структура уроков естествознания

Педагоги, пропагандирующие развивающее обучение, предостерегают от универсализации какой бы то ни было внешней структуры урока. «Вместе с тем структура урока не может быть аморфной, безликой и случайной. Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения».

Попытка классифицировать уроки, разбив их на несколько простых типов, предпринималась еще К.Д. Ушинским.

Он утверждал, что только разумная система, выходящая из самой сущности предметов, дает прочную власть над нашими знаниями.

Ушинский выделял:

  • смешанные уроки, на которых повторяются знания, полученные ранее, изучается и закрепляется новый материал;
  • уроки устных, письменных и практических упражнений, целью которых является повторение знаний, отработка умений и навыков;
  • уроки оценки знаний, проводимые в конце определенного периода обучения.

В.В. Половцов писал в своем учебнике «Основы общей методики естествознания», что в основе курса должна лежать определенная система, связи в которой должны быть естественные, причинные, а не чисто внешние, искусственные.

О системе ставился вопрос и в книге Б.Е. Райкова «Общая методика естествознания». Автор отмечал, что цель и план любого урока можно правильно наметить лишь в том случае, если мы ясно представляем структуру всей программы и ясно видим место разрабатываемого нами урока в ряду предшествующих ему и следующих за ним.

Вопрос о грамотном построении уроков будет правильно решен лишь в том случае, если достаточно продумана их типология. Типы уроков зависят от их дидактической цели, содержания и места в структуре изучения темы. Каждая тема программы представляет собой систему логически связанных уроков.

Существуют различные подходы к классификации уроков. Уроки классифицируют в зависимости от дидактической цели (И.Т. Огородников), содержания и способов проведения (М.И. Махмутов), методов обучения (И.Н. Борисов), основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов).

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу.

Например, Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская выделяют уроки вводные, раскрывающие содержание темы, и заключительные, или обобщающие.

Огородников И.Т. выделяет следующие типы уроков: изучения новых знаний, закрепления, упражнений и практических работ, лабораторный, повторительный и обобщающий, синтетический.

Казакова О.В. справедливо возражает против выделения урока «изучения новых знаний». «По существу на всех уроках, за исключением контрольных, естественно, сообщаются новые знания и на всех или почти на всех уроках проводится и закрепление их». Название же синтетический урок по своей сути является синонимом термину смешанный, или комбинированный тип урока.

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков естествознания:

  1. Вводные
  2. Предметные
  3. Комбинированные
  4. Обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.

По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.

Основные дидактические цели вводных уроков следующие:

  1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.
  2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.
  3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.
  4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:

  • организация класса;
  • постановка учебных задач;
  • ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;
  • актуализация имеющихся знаний;
  • формирование новых представлений и понятий;
  • отработка приемов работы с учебником;
  • домашнее задание;
  • итог урока.

Приведем пример вводного урока по теме «Что такое природа».

Цели урока:

  1. Сформировать общее представление о природе и ее значении для человека. Добиться усвоения знаний об объектах неживой и живой природы и отличиях живого от неживого.
  2. Развивать умение работать с учебником, составлять модель взаимосвязей природы и человека.
  3. Проводить экологическое воспитание младших школьников на основе формирования представлений о природных взаимосвязях.

Оборудование: различные тела неживой и живой природы, карточки для составления модели «Значение природы для человека».

Ход урока.

Постановка учебных задач.

На уроке дети должны узнать, что относится к природе, чем живое отличается от неживого, научиться устанавливать взаимосвязи внутри природы и между человеком и природой. Для решения этих задач учитель предлагает детям познакомиться с новым разделом учебника «Окружающий мир» и научиться работать с ним.

Ознакомление с задачами и содержанием нового раздела.

На шмуцтитуле дети читают название раздела «Эта удивительная природа», его задачи, содержание, определяют тему урока. Пробуют объяснить выражение «Природа и люди – одно целое!».

Систематизация имеющихся знаний.

Краткая беседа с опорой на знания, полученные в курсе первого-второго класса. Дети рассматривают красочный разворот учебника… Учитель просит перечислить, с учетом увиденного на рисунке, что же относится к неживой и живой природе. Обращает внимание на то, чтобы дети не причисляли к природе предметы, изготовленные человеком.

Желательно на этом этапе урока продемонстрировать школьные телескоп и микроскоп и предметные наглядные пособия.

Формирование новых представлений и понятий. Отработка приемов работы с учебником. Что относится к природе. Природа неживая и живая.

Обсуждается, чем живые существа отличаются от предметов неживой природы. Учитель уточняет и дополняет ответы детей.

Затем можно предложить учащимся с помощью основного текста учебника закончить схему, часть которой помещена на доске:

Типы и структура уроков естествознания

По окончании работы на доске появляется следующая запись:

Типы и структура уроков естествознания

Этот этап урока может быть завершен ответом учащихся на вопрос рубрики «Подумай!».

В природе все взаимосвязано.

Можно предложить учащимся привести несколько примеров, доказывающих, что живая природа не может существовать без неживой; живая природа влияет на неживую; растения необходимы для жизни животных; животные влияют на жизнь растений. При необходимости ответы детей уточняются с помощью учебника.

Значение окружающей природы для людей.

Построение на магнитной доске динамической схемы.

Интересно
Различные элементы модели обозначают экологическую (вода, пища), эстетическую (бабочка), гигиеническую (человек под душем), практическую (мебель), нравственную (посадка деревьев), познавательную (лупа) ценность природы. Учитель последовательно показывает рисунки и просит объяснить, какое значение природы в них «зашифровано».

Тот из учащихся, кто наиболее точно сделает это, помещает знак на магнитную доску, стрелку направляет в сторону человека. После завершения составления модели кто-либо из учеников рассказывает по ней о роли природы в жизни людей. Рассказ ученика может быть составлен в соответствии с абзацем учебника.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы «Проверь себя», используя основной текст учебника. На рисунке под этой рубрикой разобраться, что относится к природе, а что нет; что относится к неживой, а что – к живой природе. Одно из заданий можно выполнить на выбор.

Подведение итога урока.

Учитель выясняет, что нового дети узнали на уроке, чему научились.

Учащимся предлагается сформулировать основные выводы по содержанию урока, которые сопоставляются с выводами учебника.

В конце урока читается «анонс»: «На следующем уроке…». Он дается в интригующей для ребенка форме и заставляет подумать над вопросами, актуализирующими жизненный опыт детей.

При грамотном построении вводного урока ученики будут с нетерпением ожидать последующих уроков по данной теме.

Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами.

На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.

Цели предметного урока:

  1.  Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.
  2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.

Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:

  • организация класса;
  • определение темы и постановка учебных задач;
  • актуализация опорных знаний;
  • проведение практической работы;
  • закрепление;
  • домашнее задание;
  • итог урока.

Приведем пример предметного урока на тему: «Какие бывают почвы» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс).

Цели урока:

  1. Дать представление о важнейших видах почв своего края.
  2. Развивать умение различать черноземные и подзолистые почвы, работать с коллекциями почв.
  3. Воспитывать бережное отношение к почвам родного края.

Оборудование: коллекции «Почва» (раздаточный материал); таблица «Профили почв»; физическая или почвенная карта своего края.

Ход урока

Постановка учебных задач.

На уроке учащиеся должны узнать, какие бывают почвы, и научиться различать виды почв своего края.

Повторение опорных знаний.

Учащиеся вспоминают, где начинается и кончается жизнь каждого растения; какие неживые и живые компоненты входят в состав почвы; какая составная часть почвы обеспечивает ее плодородие.

Учитель просит ответить на вопрос: «Почему ученый В.В. Докучаев назвал почву кормилицей человека и считал ее более ценной, чем любое полезное ископаемое?» Обобщая ответы детей, он сообщает, что почвы любой местности нашей страны являются национальным богатством, поэтому люди должны знать и беречь почвы своего края.

Проведение практической работы.

Ставится цель: выяснить, какие бывают почвы и какие виды почв преобладают в их родном крае.

Во вступительном слове учитель говорит: «Вы не раз бывали в поле, на лугу, в лесу и, наверное, замечали, что цвет почвы не везде одинаков. На полях и лугах почва, обычно, черного цвета, а в лесу – серого или желтовато-серого. Вы уже догадались, от чего зависит цвет почвы? Это вам предстоит выяснить на практической работе».

Учащиеся работают с коллекциями «Почва» по следующим заданиям:

  1. Рассмотрите в коллекции почвы черного цвета. Как они называются?
  2. Какая составная часть почвы придает ей черный цвет? (Найдите в коллекции перегной и сравните его цвет с цветом почвы).
  3. Какое главное свойство почвы связано с содержанием в ней перегноя? Сообщается, что самые плодородные почвы – черноземные. Они особенно богаты перегноем. На физической или почвенной карте края учитель показывает, какую территорию занимают черноземы. Сообщает, что почти все черноземные почвы распаханы под сельскохозяйственные культуры.
  4. Найдите в коллекции и рассмотрите подзолистые почвы. Какого они цвета?
  5. Сравните цвет подзолистых и черноземных почв. Какие почвы содержат больше перегноя? Почему вы так думаете? Какие почвы более плодородны?
  6. Какое вещество придает подзолистым почвам сероватый цвет? (Сравните цвет почв с цветом песка и глины).

Учитель показывает на карте края, где расположены подзолистые почвы, и сообщает, что на них растут, в основном, хвойные леса.

Промежуточное положение между черноземными и подзолистыми почвами занимают серые лесные почвы. Мощность перегнойного слоя в них достигает 30 сантиметров. Они связаны с травянистыми лиственными лесами. Есть и другие виды почв, но о них учащиеся узнают в более старших классах.

Во время проведения практической работы на доске заполняется схема «Виды почв». Дети составляют такую схему в рабочей тетради.

В конце работы учащиеся описывают виды почв края и делают вывод, что их цвет и плодородие зависят от состава.

Закрепление полученных знаний и умений.

По рисунку в учебнике или по таблице ученики сравнивают профили почв, читают текст учебника «Окружающий мир» о видах почв и отвечают на вопросы под рубрикой «Проверь себя»; учатся распознавать различные виды почв в коллекции.

Домашнее задание.

Для подготовки к следующему уроку учитель просит повторить материал третьего класса о том, что растения берут из почвы и как образуется почва.

Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения.

Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным.

Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:

  1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.
  2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.
  3. Развить практические умения.
  4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.

Приведем пример комбинированного урока по теме «Животные водоема» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс).

Цели урока:

  1. Добиться усвоения знаний о животных различных групп, обитающих в пресном водоеме. Сформировать представление о водоеме как природном сообществе.
  2. Развивать умение устанавливать экологические связи между растениями и животными пресного водоема, между обитателями водоема и окружающей средой.
  3. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоемов.

Оборудование: гербарии и рисунки с изображением растений, изображения и коллекции моллюсков, насекомых, рыб и других обитателей водоема. Если в классе есть аквариум, то он может служить моделью природного сообщества.

Ход урока.

Постановка учебных задач.

По окончании урока дети должны знать, какие животные обитают в водоеме и как они связаны с окружающей средой; уметь устанавливать взаимосвязи между животными и растениями.

Актуализация опорных знаний.

Учитель просит детей с помощью рисунков с изображением растений на доске составить модель пресного водоема, разместив их по «этажам». Учащиеся дают краткую характеристику растениям водоема, подчеркивая признаки приспособленности к жизни в воде.

Изучение нового материала.

Формулируется главная проблема урока: «Как доказать, что пресный водоем является природным сообществом?»

При изучении нового материала модель водоема, изображенного на доске, «заселяется» животными. Тексты о животных различных групп учащиеся читают в учебнике. Учитель приводит дополнительные сведения об обитателях водоемов своего края, рассказывает об охраняемых животных.

Учащиеся записывают в тетрадь названия животных, обитающих на разных уровнях водоема.

Закрепление знаний. Установление преемственности с ранее изученным материалом.

На этом этапе урока дети решают поставленную перед ними проблему, устанавливая следующие взаимосвязи между обитателями водоема:

  • по местообитанию (рассказывают о роли растений в расселении животных);
  • по способу питания (составляют в тетради несколько цепей питания, сложившиеся в водоеме);
  • по участию животных в распространении растений (рассказывают о способах распространения некоторых растений, например, элодеи).

Эта работа поможет учащимся убедиться в том, что водоем является природным сообществом.

Домашнее задание.

На дом дается задание: прочитать тексты об обитателях водоема в учебнике, составить памятку «Как вести себя на водоеме» и придумать названия запрещающим условным знакам, которые даются в конце темы в учебнике.

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда?», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них рекомендуется организовать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся.

Цели обобщающего урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей.
  2. Отработать полученные умения и навыки.
  3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.
  4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.

Традиционная структура такого урока следующая:

  • организация класса;
  • обобщение и систематизация знаний по изученной теме;
  • отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;
  • использование знаний и умений в новой учебной ситуации;
  • обобщающая беседа;
  • итог урока.

Приведем пример обобщающего урока по теме «Полезные ископаемые своего края».

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о важнейших полезных ископаемых своего края.
  2. Отработать умения распознавать и систематизировать полезные ископаемые по их физическим свойствам.
  3. Воспитывать бережное отношение к подземным богатствам.

Оборудование: у каждой группы: коллекции полезных ископаемых, контурные карты своего края, условные знаки полезных ископаемых, краеведческая литература. У учителя: изделия из полезных ископаемых своего края (или их изображения), физическая карта области (края).

Ход урока.

Урок можно организовать в форме геологической экспедиции, после которой дети готовят отчет о проделанной работе, заполняя таблицу «Свойства полезных ископаемых» в рабочей тетради и наносят условные знаки полезных ископаемых на контурную карту области (края).

Учащиеся работают в группах по 4–5 человек. В каждой группе (команде) выбирается «руководитель экспедиции» (капитан команды), «картографы», «геологи».

Проведение конкурсов.

На уроке проводится несколько конкурсов, которые оценивает выбранное учителем жюри

Конкурс геологов.

Каждой команде раздаются карточки с названиями двух полезных ископаемых (названия можно зашифровать). Геологи должны найти их в коллекции и описать свойства.

По окончании работы руководитель экспедиции каждой команды рассказывает о свойствах своих полезных ископаемых, не называя их. Остальные команды по описанию определяют название полезного ископаемого и находят его в коллекции. Каждая группа имеет право задать руководителю по два вопроса, помогающих догадаться, о каком полезном ископаемом идет речь.

Конкурс картографов.

После правильного ответа картографы прикрепляют условный знак полезного ископаемого на физическую карту и наносят его на контурную карту.

На эту работу учащимся дается по 10–12 минут. Баллы присуждаются как за грамотное описание своих ископаемых, так и за правильно угаданное название полезного ископаемого команды-соперницы.

Конкурс капитанов.

Каждому «руководителю экспедиции» задается, например, по два занимательных вопроса, связанных с полезными ископаемыми. При затруднении с ответом он может обратиться за помощью к команде. Жюри оценивает каждый ответ.

Можно провести и другие конкурсы.

Обобщающий рассказ учителя.

Учитель рассказывает об использовании полезных ископаемых на предприятиях края. При этом он демонстрирует изделия, выпускаемые на них, рассказывает, как связан край с другими регионами России и зарубежья.

Подведение итогов.

В конце урока жюри подводит итоги, вручает призы лучшим командам».

При организации уроков последнего типа учитель должен помнить, что для обобщения материала необходимо:

  • выделить в нем главное;
  • охарактеризовать ведущие понятия;
  • сравнить их между собой;
  • установить причинно-следственные связи;
  • найти общие закономерности;
  • сформулировать выводы.

Характеристика уроков естествознания будет неполной, если мы не остановимся подробнее на особенностях их структуры в различных образовательных системах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)