Сущность и классификация средств обучения естествознанию

Под средствами обучения понимается совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся.

К средствам обучения естествознанию можно отнести следующие группы учебно-методических пособий.

Вербальные средства обучения:

  • учебные программы;
  • учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя;
  • рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дневники наблюдений, хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители.

Наглядные средства обучения:

  • изображения и отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты;
  • натуральные объекты неживой и живой природы;
  • аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, видеофильмы и т.д.).

Вспомогательные средства обучения:

  • средства для проведения лабораторных опытов: приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности;
  • технические средства обучения (по С.Г. Шаповаленко).

Средства обучения, входящие в состав системы для преподавания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи определяются прежде всего содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения.

Содержание образования – это социальный заказ, обращенный к школе

Такие связи порождают целостность, структурность и относительную автономность системы (Голов В.П.).

Согласно теоретической концепции, выдвинутой Д.Д. Зуевым, формирование педагогической модели образования происходит на трех уровнях:

  1. Общего теоретического представления.
  2. Учебного предмета (как определенной части содержания образования).
  3. Учебного материала.

Включаясь в процесс обучения, содержание образования переходит на четвертый уровень – уровень педагогической деятельности.

На этом уровне оно попадает в конкретные условия (конкретную школу, пед. коллектив, класс), в которых содержание образования реализуется на последнем – пятом уровне, то есть становится достоянием личности.

Соответственно каждому уровню содержания образования и должна строиться система средств обучения.

Все вышесказанное отражено в таблице.

Сущность и классификация средств обучения естествознанию

Эффективность результатов обучения зависит от условий дидактико-методического обеспечения.

Система, в которой объединены все возможные средства по функционально-иерархическому принципу с целью вхождения их в практику обучения, называется комплексом учебно-методических материалов, или учебно-методическим комплексом (УМК).

В современной начальной школе каждая программа должна быть обеспечена УМК.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)