Сущность и классификация средств обучения естествознанию
Под средствами обучения понимается совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся.
К средствам обучения естествознанию можно отнести следующие группы учебно-методических пособий.
Вербальные средства обучения:
- учебные программы;
- учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя;
- рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дневники наблюдений, хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители.
Наглядные средства обучения:
- изображения и отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты;
- натуральные объекты неживой и живой природы;
- аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, видеофильмы и т.д.).
Вспомогательные средства обучения:
- средства для проведения лабораторных опытов: приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности;
- технические средства обучения (по С.Г. Шаповаленко).
Средства обучения, входящие в состав системы для преподавания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи определяются прежде всего содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения.
Такие связи порождают целостность, структурность и относительную автономность системы (Голов В.П.).
Согласно теоретической концепции, выдвинутой Д.Д. Зуевым, формирование педагогической модели образования происходит на трех уровнях:
- Общего теоретического представления.
- Учебного предмета (как определенной части содержания образования).
- Учебного материала.
Включаясь в процесс обучения, содержание образования переходит на четвертый уровень – уровень педагогической деятельности.
На этом уровне оно попадает в конкретные условия (конкретную школу, пед. коллектив, класс), в которых содержание образования реализуется на последнем – пятом уровне, то есть становится достоянием личности.
Соответственно каждому уровню содержания образования и должна строиться система средств обучения.
Все вышесказанное отражено в таблице.
Эффективность результатов обучения зависит от условий дидактико-методического обеспечения.
В современной начальной школе каждая программа должна быть обеспечена УМК.
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу