Типология ответственности

Анализ социальной, психолого-педагогической литературы свидетельствует, что существует достаточно большое количество различных типов ответственности, которые реально проявляются в практике педагогического менеджмента. Каждый тип ответственности имеет свои особенности, возможности, условия, границы, эффективность и результативность практического применения.

В учебном пособии «Практический менеджмент» авторы Э. М. Коротков, М. Б. Жернакова, О. Н. Александрова отмечают, что «построение любой ее типологии ответственности начинается с установления критериев типологического анализа и разделения объектов. По масштабам использования можно выделить ответственность индивидуальную и коллективную (корпоративную).

Эта типология построена на оценке результатов деятельности и мере участия в достижении или не достижении этих результатов. Она отражает понимание существующих ситуаций и инициативу участия в проблемах этой ситуации.

В современных условиях развития общества и экономики все большее внимание привлекает реализация корпоративной ответственности. Она выступает важным фактором деловой репутации организации, которая в свою очередь определяет конкурентные преимущества. Таким образом, проявление ответственности для организации выступает ее конкурентным преимуществом. Это заставляет организацию внимательно относиться к ответственности.

Индивидуальная ответственность может проявляться во внутренней и внешней среде организации. Она является основой дисциплины и своеобразным источником от ошибочных решений.

Охарактеризуем более подробно типы ответственности, имеющие место в процессе управления деятельностью образовательной организации:

  • по социально-психологическим факторам воздействия на деятельность организации ответственность может быть моральной и материальной. Материальная ответственность основывается на материальных или экономических интересах коллектива, она предполагает материальный ущерб в случаях невыполнения обязательств, неполучения необходимого результата деятельности, уклонения от реализации своих функций, этот тип ответственности должен бытьчетко регламентирован в организации посредством Договоров и соглашений о материальной ответственности;
  • моральная ответственность оказывает сильное воздействие, этот тип ответственности всегда находится в зависимости от общественного сознания. Моральную ответственность в системе деятельности образовательной организации невозможно регламентировать локальными актами или положениями, ее тип проявляется в осуждении работника со стороны других коллег или всего коллектива. Моральная ответственность влияет на отношения между членами коллектива, именно этот тип ответственности порождает возникновение конфликтных ситуаций;
  • ответственность значительная и незначительная. Так, незначительная ответственность не оказывает существенного влияния на деятельность организации, но является настораживающим фактором, частые ее проявления способствуют отрицательным, негативным и значительным последствиям в педагогическом коллективе;
  • ответственность явная и скрытая. Первая отражает достаточно четкое несоответствие существующим требованиям и критериям оценки деятельности, явная ответственность имеет четкие критерии ее выявления и реализации. Скрытая ответственность трудно доказуема, невидима, расплывчата по своей критериальной оценке. Она может быть весьма опасной в организации деятельности учреждения. Такая ответственность всегда существует, так как при построении системы ответственности в организации невозможно предвидеть все ситуации оценки результатов деятельности;
  • ответственность случайная и закономерная. Случайная ответственность часто отражает небрежность в принятии решений, низкий профессионализм, она проявляется неожиданно и предвидится в явно выраженной вероятности. Закономерная ответственность отличается неминуемостью своего возникновения и четким представлением о содержании, характере и мере.

Эта ответственность хорошо фиксируется в организационных положениях и является наиболее действенной в обеспечении дисциплины и организованности деятельности коллектива в целом. На рисунке 2 представлена типология ответственности.

Типология ответственности

Состав содержания рисунка 2 свидетельствует, что наиболее важным в понимании ответственности является выделение ее типов по сферам существования и действенности: социальной, экономической, организационной, политической, юридической (уголовной). Эта типология включает и все вышеперечисленные типы.

Например, социальная ответственность может быть закономерной и случайной, значительной и незначительной, явной и скрытой, индивидуальной и коллективной, моральной и материальной. Аналогично можно утверждать и по другим видам типологии ответственностей, обозначенных на рисунке 2.

В системе деятельности ОО имеют место проявления всей обозначенной типологии ответственности: уголовная – ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся, моральная – ответственность за отсутствие физического и психического насилия в детском коллективе, материальная – ответственность за сохранность имущества ОО; коллективная – ответственность за достижение результатов деятельности ОО, например, по итогам учебного года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)