Типы и объекты социальной ответственности в образовательной организации

Обозначенное типологическое разнообразие ответственности важно для построения системы управления, ее организационного обеспечения.

Учет разнообразия и интеграции типов ответственности определяют качество управления в учреждении.

В типологии ответственности центральное место занимают экономическая, социально-психологическая и организационная, другие типы характеризуют их формы (рисунок 3).

Типы ответственности в образовательной организации

Рассмотрим более подробно обозначенные типы ответственности, представленные на рисунке 3 и проявление их особенностей:

  • экономическая ответственность может быть индивидуальной и коллективной (корпоративной), значительной и незначительной. Экономическую ответственность несут лица, принимающие решения, но она может распространяться и на другие категории персонала в образовательной организации, отражать полномочия и функции персонала;
  • социально-психологическая ответственность может быть явной и скрытой, индивидуальной и коллективной. Социально-психологическая ответственность выражает социально-психологические нормы деятельности коллектива, работника, этику взаимоотношений, чувство долга, приверженность к своему учреждению, взаимоуважение, трудовую дисциплину. Она может быть формальной и неформальной, первая проявляет угрызения совести, чувство неудовлетворенности, вторая – факты карьерного роста, усиление дисциплинарного контроля;
  • организационная ответственность близка к формальной социально-психологической и имеет выраженную организационную форму: выговор, замечание, увольнение.

В практической деятельности образовательных организаций эти типы ответственности существуют во взаимосвязи и определенных выраженных комбинациях, считается, что все типы ответственности проявляются не только во внутренней организации менеджмента, но и во взаимоотношениях организации и общества, которые имеют большое значение в развитии того и другого.

В современных условиях деятельности ОО решающую роль выполняет социальная корпоративная ответственность. По мере развития производства, научно-технического прогресса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные, урбанистические, культурологические и другие.

Объектами корпоративной социальной ответственности являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых

Уточним, что корпоративная социальная ответственность имеет следующие характеристики:

  • типологическая принадлежность ответственности проявляется в сочетании различных типов, а не только в принадлежности в одному из вышеперечисленных, реализации ответственности в управленческих процессах состоит в построении данного сочетания;
  • мера ответственности – отражает степень порицания, поощрения, силу наказания или одобрения результатов работы, ответственность в менеджменте выступает не только как фактор сдерживания или ограничения, но и как фактор мотивации, действенность этих факторов определяется и типом, и мерой ответственности;
  • ответственность выражается в такой характеристике, как адресность: кому она предназначена, кто и как должен ее учитывать;
  • ответственность имеет определенную организационную форму реализации, которая закрепляется в положениях, инструкциях, договорах, контрактах и так далее;
  • ответственность может иметь условный характер и действовать при определенных условиях, установленных заранее;
  • ответственность характеризует также источник ее реализации. Для внутренней организации деятельности – это уровень системы управления, в соответствии с распределением полномочий и должностных функций. Для внешних отношений – организации, указанные в контракте или договоре, а также государственные органы регулирования;
  • ответственность имеет временные характеристики, существует время ее наступления и реализации,
    может изменяться во времени – ослабевать или усугубляться, что может происходить при
    изменении ситуаций, условий, потребностей, организационных положений.

Обозначенные объекты социальной ответственности включают внешние и внутренние позиции, в первой – объектами выступают экология, демография, безопасность, культура, наука, во второй (внутренней позиции) – здоровье, информация, язык, образование.

Выделенная совокупность объектов ответственности имеет место и в управлении деятельностью ОО:

  • объект экологии и этот тип ответственности направлен на создание безбарьерной экологически чистой среды в ОО, ее территории;
  • ответственность в безопасности обеспечивается созданием безопасных условий пребывания и жизнедеятельности ОО в коллективах детей и взрослых;
  • объект ответственности демографии взаимосвязан с существующим контингентом детей, их национальным составом, месторасположением учреждения в городе, районе, поселке;
  • информационный объект ответственности обеспечивает открытый доступ всех участников образовательных отношений к результатам деятельности ОО, стабильности функционирования и режима развития через посещение официального сайта учреждения;
  • объект ответственности – отдых – предполагает организацию корпоративных мероприятий для детей, родителей обучающихся, персонала с целью формирования традиций, устоев деятельности ОО, ее корпоративной идентичности;
  • объект ответственности – наука – предполагает активное внедрение инновационных процессов, разработку новых технологий обучения, воспитания и развития обучающихся, участия в работе научно – практических конференций с дессиминацией передового педагогического опыта коллектива.

В этой связи проблема формирования корпоративной социальной ответственности сегодня выступает центральной задачей педагогического менеджмента. Ее решение в экономическом, научно- техническом, социально-политическом ракурсе изучают представители политики, науки, бизнеса и менеджмента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)