Типизация — история и строение

Мы воспринимаем и интерпретируем мир в первую очередь при помощи типизаций рутинных событий, людей и впечатлений.

Все типизации в мышлении здравого смысла являются сами по себе составной частью конкретно-исторического социокультурного жизненного мира, в котором эти типизации принимаются как данность и являются социально приемлемыми.

Среди многих других обстоятельств их структура определяется также распределением знаний и их относительным значением для конкретного социального окружения в конкретной группе в конкретных исторических условиях.

Наша обыденная действительность складывается просто напросто из различных мыслительных схем или типов, которые делают возможным идентификацию и узнавание окружающего нас мира. Когда я вижу, что мигает синяя лампочка, слышу вой сирены, да еще и красный крест мелькает, я знаю, что это спешит на вызов скорая помощь, что нужно посторониться и не мешать ее проезду.

При помощи типизаций я узнаю эту ситуацию, активизируются различные мыслительные схемы, и кроме того, я узнаю, что мне следует сделать.

Именно благодаря типизациям обыденный мир приобретает смысл, выступает как нормальный, хорошо известный и привычный.

Типизации являются также частью языка, на котором мы общаемся друг с другом. Обучаясь языку, мы одновременно узнаем о вещах и привычных действиях в мире, который нас окружает.

Очевидно, что Шюц фокусировал свое внимание на социальной жизни. В этом смысле он отличается от своего наставника Гуссерля, который в своем поиске естественного отношения к миру как философ пытается освободиться от теоретических и научных предрассудков, и ищет смысл в феноменах, как они воспринимаются, что и было содержанием его феноменологической редукции.

Шюц помещает естественное отношение к миру в нашем приобретенном посредством здравого смысла знании в типизациях мира жизни.

При этом становится явным социальное происхождение знания, поскольку мы воспринимаем все во взаимодействии с другими.

Отсюда вытекают и последствия, затрагивающие взгляд на научное знание и соотношение с ним наших знаний, полученных благодаря здравому смыслу.

Позитивистская общественная наука использует здравый смысл как ресурс в научной работе, ресурс, который, однако, нужно формализовать, а лучше всего —элиминировать.

Для Шюца здравый смысл тоже является ресурсом. Это было нечто, находящееся вне конкуренции с научным знанием, но что нужно было сделать очевидным и самостоятельным объектом исследований.

Из этого и вырос затем собственно этнометодологический проект. Когда Шюц отмежевывается от попыток Гуссерля искать происхождение истины в неотраженных сознанием феноменах, сам он исходит из способности человека общаться и понимать друг друга.

Шюц исходит из того, что знание жизненного мира, основанное на здравом смысле, строится на интерсубъективном понимании, основывающемся на двух принциальных допущениях о восприятии человеком окружающего мира. Во-первых Шюц принимает обоюдность перспективы, а во-вторых — смысловую конгруэнтность перспективы.

Обоюдность перспективы — это допущение, что для того, чтобы разговор между двумя людьми имел смысл, должна быть возможность обмена перспективами между ними.

Они должны уметь встать на точку зрения и позицию другого и продолжать быть в состоянии понять друг друга. Как участники одного общества, одного культурного круга, мы исходим из представления, что поток событий, предметов, действий и людей имеет то же содержание для других, что и для меня самого.

Допущение о смысловой конгруэнтности перспективы означает, что обе стороны в разговоре полагают, что они истолковывают ситуацию сходным образом.

Вместо того, чтоб рассматривать вопрос интерсубъективности как философскую проблему, Шюц рассматривал ее как практическую проблему возможности понимания людьми друг друга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)