Теория стадий изменения поведения и концепция самосохранительного поведения

Теория стадий изменения поведения (the stages of change theory) была разработана американскими психологами Дж. Прохаска и К. Диклементе. Это более новый подход по сравнению с двумя вышеназванными теориями. Акцент в ней сделан на изучении готовности индивида к изменению или попытке изменения поведения в сторону оздоровления образа жизни, причем изменение поведения рассматривается не как одномоментное событие, а как процесс, который может быть представлен в виде спирали. Выделяются пять основных стадий процесса изменения: предобдумывание; обдумывание; принятие решения; действие и поддержание (сохранение) новой формы поведения. Практическая ценность данной теоретической модели состоит прежде всего в понимании того, что люди, находящиеся на различных стадиях процесса изменения, нуждаются в различных профилактических и превентивных мероприятиях, приспособленных к их конкретной ситуации.

Концепция самосохранительного поведения (в зарубежной психологии — «превентивное поведение») довольно широко используется в отечественной литературе, посвященной изучению различных аспектов поведения, связанного со здоровьем. Одним из основных элементов самосохранительного поведения является отношение к здоровью.

Интересная гипотеза сформулирована А. А. Авдеевым, который предлагает исследовать индивидуальные особенности самосохранительного поведения на основе анализа следующей цепочки: «импульс — действие (или деятельность) — результат». Автор считает, что в процессе развития общества происходят качественные изменения в структуре самосохранительного поведения. Так, первым и наиболее элементарным импульсом (или стимулом) к деятельности по сохранению здоровья являются боль или недомогание. Причем спектр деятельности в данном случае может быть достаточно широким: от безусловно-рефлекторного действия до вполне сознательного обращения за помощью к врачу. Другим импульсом к действию, более поздним с точки зрения исторического развития, может быть страх боли или недомогания, определяющий деятельность по ее предупреждению. Третьим видом импульса является определенная социальная норма или стереотип поведения. С точки зрения самосохранительного поведения возможны два исхода: либо данная норма выступает в виде некоторых внешних рамок или ограничителей деятельности человека, либо она интериоризируется в виде потребности в самосохранении. В первом случае мы имеем дело с редукцией деятельности до поведения, основанного на страхе (страхе социального осуждения или потери социального статуса), а во втором — с высшей формой самосохранительного поведения. Таким образом, основная тенденция, с точки зрения автора, состоит в переходе от бессознательного или неосознанного к сознательному отношению и деятельности, направленной на сохранение здоровья.

Рассмотрев теоретические основы разработки профилактических программ, перейдем к изложению примеров их практической реализации.

Одной из широко распространенных и получивших всестороннюю эмпирическую оценку программ сохранения и укрепления здоровья на рабочем месте является программа, первоначально разработанная для высшего управленческого персонала сети предприятий компании «Джонсон и Джонсон», и получившая название «Жить ради жизни». В 1985 г. по этой программе занималось 25 тыс. человек в 43 организациях, расположенных в разных странах. Основной целью программы было изменение стиля жизни сотрудников. Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи: улучшение физического развития работающих; рациональное питание и контроль веса; выработка навыков управления стрессом; отказ от курения; расширение знаний и повышение компетентности в области здоровья; контроль уровня артериального давления; снижение алкоголизации; правильное и своевременное обращение за медицинской помощью.

Программа реализовывалась последовательно по этапам: презентация сотрудникам компании, отбор неформальных лидеров и индивидуальная работа с ними, семинар по здоровому образу жизни, создание здоровой производственной среды. Также предусматривалась эпидемиологическая оценка результатов, включая изучение аттитюдов участников программы с помощью метода фокус-групп. Оценка эффективности показала, что при использовании программы снизились затраты, связанные с нетрудоспособностью, повысилась производительность труда, а кроме того, складывалось позитивное общественное отношение к организации.

В качестве еще одного примера приведем программу развития навыков преодоления стрессовых ситуаций для руководителей. Программа Дж. Гранвелл-Уорд (1987) получила высокую оценку в специальной литературе. Она основывается на результатах глубинного клинического интервью с 200 менеджерами на тему управления переживаемым стрессом. Программа предусматривает:

  • самостоятельную работу менеджера (выделение им основных источников стресса и соответствующих им типов реакций, оценка уровня стрессоустойчивости);
  • консультации специалиста по вопросам оптимизации уровня профессионального стресса (информация о стрессе и об основных приемах (стратегиях) его преодоления в соответствии с современными научными представлениями);
  • принципы оценки эффективности каждой стратегии, рекомендации по индивидуальному их использованию.

В настоящее время многие западные компании стали предоставлять своим руководителям широкие возможности для улучшения их физического состояния. Так, например, в Канаде был реализован исследовательский проект оценки эффективности подобных программ для менеджеров. Всего 1125 администраторов прошли курс систематических занятий, проводившихся в гимнастическом центре. В результате число невыходов на работу снизилось на 22%, производительность труда увеличилась на 3%. Кроме того, было отмечено значительное улучшение отношений с коллегами, а также более позитивное отношение к своей работе.

В США в одной из организаций добровольцы участвовали в факультативной программе обучения технике релаксации во время пауз в рабочее время. Участники программы вели дневник и регулярно измеряли уровень кровяного давления. После 12 недель занятий у них были отмечены снижение уровня кровяного давления и увеличение работоспособности.

Овладение приемами психического самоуправления (саморегулирования) предполагает обучение менеджеров осуществлению сознательных воздействий на присущие им психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения их характера. В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивости менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги, созданной усилиями не одного поколения людей. К йоге можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи техники медитации, дыхательные упражнения и т. д. Сегодня йога представляет собой детально разработанную систему всестороннего физического развития человека, сохранения его здоровья. Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке. Стабильность личности, ее психическое равновесие йога трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Самоконтролю и самообладанию, т. е. тем свойствам личности, без которых немыслим психологический портрет менеджера нашего времени, йога отводит особую роль. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению.

В последние годы в программах, на семинарах и в тренингах, целью которых являются обучение работников (в том числе и руководителей) приемам управления стрессом, предупреждение тревожных состояний и психического напряжения, а также обеспечение психического здоровья, активно применяются:

  • релаксационные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом;     ‘
  • приемы медитации (к возможностям которой западная медицина обратилась только в начале 70-х гг. XX в.);
  • метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод «адаптивного биоуправления»), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и, следовательно, не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них;
  • аутогенная тренировка (AT) как система приемов психического самовоздействия (в том числе использование специальных формул самовнушения), овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами, происходящими в организме и не поддающимися в обычных условиях контролю со стороны сознания. Использование перечисленных техник психической саморегуляции не ограничивается только развитием способности расслабления и произвольной саморегуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций. Важно, что они таят в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном освоении этих техник принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния.

В нашей стране профилактическая помощь занятому населению планируется, как правило, не на основе программ, а скорее на основе организационных структур. На отдельных предприятиях создаются специализированные структуры, такие как кабинет психотерапии, психотерапевтическая служба, лечебно-оздоровительный комплекс и физкультурно-оздоровительные центры, кабинет психоэмоциональной разгрузки.

В качестве одного из немногочисленных примеров реализации в нашей стране профилактических программ может служить трехгодичная программа, использованная под руководством С. Б. Семичева на производственном объединении «Невский завод», которая включала в себя двухшаговую скрининговую процедуру, краткосрочную психотерапию, аутогенную тренировку для групп «риска», а также повышение соответствия руководителей их деятельности с точки зрения физического здоровья. К сожалению, оценка эффективности этой программы не была дана, так как ее разработка и реализация совпали с периодом резкого нарастания кризисных явлений в экономике бывшего СССР.

Для профилактики так называемых профессиональных болезней менеджеров (заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем) также может быть использована современная система оздоровительных средств для деловых людей, разработанная и успешно апробированная под руководством А. П. Лаптева в Российской государственной академии физической культуры. Она так и называется: «Здоровье делового человека». Крепкое здоровье, считает автор, — это фундамент высокой работоспособности и важное условие достижения профессиональных успехов в управленческой деятельности. В основу данной оздоровительной системы положен здоровый образ (стиль) жизни, ее основные элементы: плодотворная трудовая деятельность; оптимальный двигательный режим; личная гигиена; физические упражнения и спорт; рациональное питание; профилактика стрессов; закаливание и т. д.

В заключение отметим, что в настоящее время на западных предприятиях общее количество программ сохранения и укрепления профессионального здоровья постоянно растет, за исключением периодов экономического спада. В России также отмечаются растущий интерес на предприятиях к превентивным программам и осознание их необходимости. Нередко индустриальные менеджеры сами выступают инициаторами превентивных программ. Однако не следует забывать о проблеме сопротивления реализации профилактических программ на рабочих местах. В качестве причин такого сопротивления называют: эмоциональное отвержение; страх неизвестного; сложность или «ненаучность» психологических методов и подходов с точки зрения представителей технических дисциплин; общее сопротивление инновациям и страх перед психическими болезнями. Таким образом, одним из решающих факторов внедрения и использования профилактических программ в организации выступает отношение к ним высшего руководства, которое, как можно предположить, во многом основано на отношении менеджеров к своему здоровью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)