Теория общественного договора и народный суверенитет в учении Ж.-Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – французский философ и писатель, идейный вдохновитель французской революции, поэтому его нередко называют философом революции. Его идеями проникся М. Робеспьер, который попытался воплотить их в жизнь.

Свои политико-правовые идеи Ж.-Ж. Руссо изложил в таких работах, как «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и др.

В вопросе происхождения гражданского общества и государства Ж.-Ж. Руссо исходил из естественного состояния, в котором все были свободны и равны. Однако постепенно с развитием и усложнением общественных отношений, с материальным и социальным прогрессом, появляется частная собственность, в результате чего общество разделилось на бедных и богатых.

И для того, чтобы защитить себя и свою собственность, богатые составили «наиболее обдуманный из всех планов, которые когда-либо зарождались в человеческом уме: обратить себе на пользу самые силы тех, кто на него нападал, превратить своих противников в своих защитников, внушить им иные принципы и дать им иные установления, которые были бы для него настолько же благоприятны, сколь противоречило его интересам естественное право».

Богатые предложили учредить высшую власть, которая будет править, «согласно мудрым законам, власть, которая будет оказывать покровительство и защиту всем членам ассоциации, отражать натиск врагов и поддерживать среди нас вечное согласие».

Таким образом, социальное неравенство дополнилось неравенством политическим. Ж.-Ж. Руссо заключает, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».

Положение о том, что человек рождается свободным, также противостояло взглядам идеологов «старого порядка», утверждавшим, что люди рождаются подданными.

Ж.-Ж. Руссо был уверен, что государства могут быть основаны только путем соглашений. Так же, как и семья, которая у него являлась прообразом политических сообществ. Правителя Руссо сравнивает с отцом, а народ – с детьми.

Интересно
Общественный договор Ж.-Ж. Руссо сводил к следующему: каждый передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате каждый член превращается в нераздельную часть целого. Целью государства является общее благо, которое, по мнению Руссо, сводилось к двум вещам – свободе и равенству.

Ж.-Ж. Руссо различал три вида социального неравенства – естественное (физическое), имущественное и политическое. Первое исходит из природы человека и состоит в различии возраста,  здоровья, физического развития, умственных способностей, душевных качеств. Второе появилось тогда, когда возникла частная собственность. Третье состоит в различном уровне привилегий, почитания, уважения, силы, что ведет к возможности требовать от других повиновения.

Ж.-Ж. Руссо, отстаивая принцип равенства, исходил из того, что равенство не означает, что все должны обладать властью и богатством в одинаковой мере. Но необходимо добиться такого состояния, в котором ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, и ни один не должен быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным продавать себя.

В результате общественного договора человек теряет свою естественную свободу и приобретает свободу гражданскую, которая ограничена общей волей. Ж.-Ж. Руссо различал волю всех и общую волю. Первая преследует только частные интересы и представляет собой сумму изъявлений воли частных лиц. Вторая же представляет общие интересы.

Власть, направляемую общей волей, Ж.-Ж. Руссо именует суверенитетом. Единственным его носителем является народ. Суверенитет неотчуждаем и неделим. Право издавать законы, которые есть акт общей воли, принадлежит народу, поскольку право определять условия общежития должно принадлежать самим членам сообщества.

При этом депутаты парламента не являются представителями народа, они его уполномоченные. «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон». Так как общая воля неделима, то Ж.-Ж. Руссо не поддерживал принцип разделения властей. Для него законодательная власть – это воля, а исполнительная – сила; законодательная власть – это сердце, а исполнительная – мозг.

В зависимости от того, кому принадлежит правление – всему народу или большей его части, небольшому числу или одному, Ж.-Ж. Руссо различал демократию, аристократию, монархию.

При этом он не выделял наилучшей формы правления, считая, что «каждая из них наилучшая в одних случаях и худшая в прочих». Так, демократическое правление наиболее подходит для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших. «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собою демократически. Но правление столь совершенное не подходит людям». В чистом виде указанные формы правления не существуют.

Интересно
Любое государство, управляемое посредством законов, Руссо назвал республикой вне зависимости от формы правления. Закон есть гарантия от произвола со стороны правительства. Только он может обеспечить свободу и равенство, установить справедливость.

По условиям общественного договора Ж.-Ж. Руссо допускал смертную казнь. Так, при заключении данного договора человек, чтобы не стать жертвой убийцы, соглашается умереть в том случае, если сам станет убийцей. Гражданин, который нарушил законы государства, становится мятежником, предателем. Судебный приговор есть доказательство и признание того, что он нарушил общественный договор и не является более членом государства. Соответственно, он должен быть исключен из государства либо путем изгнания, либо казнен.

Идеи Жан-Жака Руссо оказали существенное влияние на политическую жизнь во Франции. Особенно ими прониклись якобинцы, которые пытались реализовать программу Ж.-Ж. Руссо в жизнь, в частности оправдывали свою диктатуру учением философа про народный суверенитет и общую волю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)