Теория насилия Л. Гумпловича
Австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) разработал своеобразное учение о государстве под воздействием естественно-научных завоеваний ХІХ века.
Его основные труды по вопросам государства: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства» (1875), «Общее государственное право» (1897), «Общее учение о государстве» (1910).
Всегда более сильное племя завоевывало и порабощало более слабое: «история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
Таким образом, по определению Л. Гумпловича, государство есть «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». Неизменными признаками государства являются властвующие и подвластные, правящие и управляемые.
Современное же государство Гумплович назвал культурным, предложив заменить термин «правовое государство» «современным культурным государством».
Во-первых, этот термин отображает хронологический признак – «современное», а во-вторых, указывает, что данное государство принадлежит к кругу тех, которые, опираясь на уже приобретенную человеческую культуру, участвуют в дальнейшем ее развитии.
Основные признаки культурного государства следующие:
- принудительное властвование осуществляется на законном основании;
- участие народных классов в важнейших государственных делах, законодательстве и управлении;
- задача государства – способствовать народному благу.
Л. Гумплович приоритет отдавал государству, а не личности. Он считал, что каждый человек в отдельности и все люди вместе обязаны государству: свободой, собственностью, семьей, личными правами и всем своим соответствующим человеческому достоинству существованием.
Он отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека». С его точки зрения, они – иллюзия, плод самообожествления индивида, превознесение ценности жизни человека.Бытие государства совершенно несовместимо с «неотчуждаемыми правами человека». Люди должны выбирать: или государство с характерной для него властностью, или анархия Учение Людвига Гумпловича вызвало живую дискуссию в научном сообществе, особенно среди социологов.
- Политико-правовые взгляды Ф. фон Хайека
- Теория конвергенции
- Технократические концепции государства
- Взаимосвязь психологических процессов и фашизма в трудах Э. Фромма
- Концепция открытых и закрытых обществ К. Поппера
- Теория плюралистической демократии Г. Ласки, М. Ориу
- Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля
- Реалистическая теория права в США
- Социологическая юриспруденция Р. Паунда
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу