Теория насилия Л. Гумпловича

Австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) разработал своеобразное учение о государстве под воздействием естественно-научных завоеваний ХІХ века.

Теория насилия Л. Гумпловича

Его основные труды по вопросам государства: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства» (1875), «Общее государственное право» (1897), «Общее учение о государстве» (1910).

Размышляя о происхождении государства, Л. Гумплович утверждал, что зачастую этот процесс искажался в пользу «высших» идей. По его мнению, история подтверждает только один путь возникновения государства – насильственный.

Всегда более сильное племя завоевывало и порабощало более слабое: «история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

Интересно
Государство возникает не из семьи, а из различных человеческих групп, племен, которые в процессе эволюции превращаются в классы и сословия. Победители, по мнению Гумпловича, образовали правящий класс, а побежденные – класс рабочих и служащих.

Таким образом, по определению Л. Гумпловича, государство есть «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». Неизменными признаками государства являются властвующие и подвластные, правящие и управляемые.

В своем развитии государства прошли несколько этапов – от феодальной монархии до конституционной.

Современное же государство Гумплович назвал культурным, предложив заменить термин «правовое государство» «современным культурным государством».

Во-первых, этот термин отображает хронологический признак – «современное», а во-вторых, указывает, что данное государство принадлежит к кругу тех, которые, опираясь на уже приобретенную человеческую культуру, участвуют в дальнейшем ее развитии.

Основные признаки культурного государства следующие:

  • принудительное властвование осуществляется на законном основании;
  • участие народных классов в важнейших государственных делах, законодательстве и управлении;
  • задача государства – способствовать народному благу.

Л. Гумплович приоритет отдавал государству, а не личности. Он считал, что каждый человек в отдельности и все люди вместе обязаны государству: свободой, собственностью, семьей, личными правами и всем своим соответствующим человеческому достоинству существованием.

Он отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека». С его точки зрения, они – иллюзия, плод самообожествления индивида, превознесение ценности жизни человека.

Бытие государства совершенно несовместимо с «неотчуждаемыми правами человека». Люди должны выбирать: или государство с характерной для него властностью, или анархия Учение Людвига Гумпловича вызвало живую дискуссию в научном сообществе, особенно среди социологов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)