Специфика социально-педагогической деятельности социального педагога в исправительных учреждениях

В системе наказания за противоправное поведение социально-педагогическая деятельность направлена не только на наказание человека за совершенное преступление, но и на его исправление и возвращение в общество в качестве социально здорового человека.

На данный момент основными действующими лицами, осуществляющими процесс исправления осужденного в ИУ, являются начальники отряда (в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, лечебно-исправительных учреждениях) и старшие воспитатели — начальники отрядов, воспитатели (в воспитательных колониях).

Сравнение основных направлений работы социального педагога в общегражданских организациях с требованиями законодателя к процессу исправления осужденного показывает, что социально-педагогическая деятельность (в «гражданских» организациях) должна трансформироваться в исправительно-педагогическую работу (в пенитенциарной системе). Пенитенциарная педагогика обладает систематизированным представлением о том, что относится к исправительно-педагогической работе.

К ее основным направлениям относят:

  • карательно-воспитательное направление, предполагающее исправление осужденного в рамках исполнения уголовного наказания в соответствии с Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации;
  • исправительно-воспитательное направление, представленное целенаправленным воспитательным процессом с осужденными в условиях специального образовательного учреждения, направленным на их исправление;
  • образовательно-воспитательное и трудовое направление, предоставляющее возможность осужденному получить общее среднее (полное), а также начальное профессиональное образование, и одновременно добиться его исправления.

Перечисленные направления исправительно-педагогической работы в пенитенциарном учреждении составляют ядро всей воспитательной системы учреждения. Данная работа предполагает наличие собственных субъектов и объектов деятельности.

В данном случае субъекты воспитания представлены сотрудниками ИУ, как аттестованными, так и вольнонаемными. В зависимости от своих функциональных обязанностей сотрудники по-разному участвуют в организации и обеспечении воспитательного процесса. Непосредственно воспитанием занимаются, как уже указывалось, начальники отрядов (к ним
здесь и далее будем причислять и старших воспитателей — начальников отрядов).

К основным субъектам исправительно-педагогической деятельности также следует отнести преподавателей школ и профессионально-технических училищ и сотрудников отдела социальной защиты осужденных и учета трудового стажа.

Опосредованно с этой деятельностью связана работа сотрудников режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.

Объектами исправительно-педагогической деятельности являются лица, по различным причинам нарушившие закон и осужденные судом.

Объектами социально-педагогической деятельности социальных работников (старший специалист по социальной работе с осужденными, старший инспектор / инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных) ИУ являются:

  • осужденные инвалиды;
  • осужденные престарелые;
  • осужденные пенсионеры;
  • несовершеннолетние лица, отбывающие наказание в воспитательной колонии;
  • лица, переведенные из воспитательных колоний;
  • беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей;
  • осужденные с неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями;
  • осужденные, не имеющие определенного места жительства;
  • осужденные, утратившие родственные связи;
  • осужденные, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью.

Исправительно-педагогическая деятельность осуществляется с учетом особенностей функционирования ИУ.

Приходится принимать во внимание следующие их характеристики:

  • частичная или полная изоляция осужденного от общества;
  • срок пребывания в ИУ, назначенного для осужденного;
  • требования режима соответствующих видов1 ИУ;
  • специфический статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями;
  • отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин (за исключением колоний-поселений);
  • жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией;
  • организация процесса исправления в условиях исполнения уголовного наказания (через подчинение осужденного правилам внутреннего распорядка учреждения, соблюдения им режимных требований, вовлечение осужденного в трудовую, учебную и иную социально одобряемую деятельность, в том числе в рамках воспитательных мероприятий, дифференциация воспитательной работы с осужденным в соответствии с характером совершенного им преступления, количеству у него судимостей, по степени его криминальной зараженности и общественной опасности);
  • особенности функционирования коллектива (отряда) осужденных и его позитивных воспитательных влияний на личность осужденного, а также наличие возможных деструктивных влияний отряда в случае выявления в нем осужденных, которые характеризуются как грубые и злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания;
  • психолого-педагогические, гендерные и возрастные особенности осужденных, а также их социально-демографические и уголовно-правовые характеристики, влияющие на их адаптацию к жизни в ИУ и на готовность
    к исправлению и самовоспитанию в процессе отбывания назначенного наказания.

Несмотря на особенности реализации исправительно-педагогической деятельности в ИУ, в своей работе начальники отрядов заимствуют часть функций, свойственных социально-педагогической деятельности социального педагога в «гражданских» организациях. Они также проходят стадию постановки социального диагноза вновь прибывшего заключенного, проводят консультации с осужденными к лишению свободы (в рамках их приема по личным вопросам), в рамках воспитательной работы предпринимают меры по вовлечению осужденных в общественно ценную деятельность и поддержке этой активности, а также прилагают усилия по восстановлению социально полезных связей осужденного (например, с его семьей и родственниками).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)