Технологии учебного диалога
Технологии учебного диалога рассматриваются не только как особая организационная форма процесса учебно-профессионального взаимодействия в системе «преподаватель – обучающийся – группа обучающихся», но и как фактор актуализации критической и рефлексивной функции личности.
Опыт диалогического учебно-профессионального общения накапливается постепенно (как у студентов, так и у преподавателя).
Введение в ситуацию учебного диалога предполагает:
- готовность обучающихся к диалогическому общению (наличие коммуникативного опыта в ситуации диалога и полилога, опыта корректной, развернутой аргументации своей позиции, установки на доброжелательное восприятие иных точек зрения; наличие базовых знаний, достаточного объема информации по обсуждаемому вопросу и др.);
- готовность преподавателя к диалогическому общению с обучающимися (поиск круга вопросов и проблем в сфере профессионального развития, волнующих студентов, благодаря которому может эффективно складываться личностный смысл изучаемого материала;
- умение перерабатывать учебный материал в систему проблемных профессионально-ориентированных и личностно значимых вопросов и задач;
- продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и др.).
Следует заметить, что преподаватель, привыкший на занятиях доминировать, «держать инициативу в своих руках», может испытывать в ходе учебного диалога психологическое напряжение, связанное с необходимостью сохранения нейтральной позиции, иногда продолжительного молчания в моменты высказываний обучающихся, невозможностью быстро высказать собственные критические оценочные суждения о происходящем.
В учебном диалоге непременно идет обмен суждениями, прояснение неясного в позиции другого, процесс подтверждения или опровержения своей точки зрения, а главное, формируется качественно новый уровень осмысления обсуждаемой проблемы в результате своеобразного интегрирования представленных позиций.
Учебный диалог, целенаправленно и систематически используемый в работе преподавателей вуза, позволяет:
- овладеть приемами и техниками профессиональной коммуникации; выявить, уточнить, максимально расширить круг профессиональных представлений будущих специалистов;
- развить составляющие профессионального интеллекта (умения выделять и формулировать проблему, систему уточняющих вопросов, сопоставлять разные точки зрения и др.);
- приобрести опыт аргументации и защиты авторской позиции, неагрессивного восприятия суждений принципиально отличных от собственных;
- активизировать профессионально-личностное самоопределение.
Таким образом, учебный диалог, особенно затрагивающий вопросы профессионально-личностного развития обучающихся, требует серьезных усилий преподавателя по его подготовки, организации, поддержанию атмосферы доброжелательного и открытого взаимодействия, по актуализации и активизации умений участников гибко встраиваться в быстро меняющуюся ситуацию дискурсивного обсуждения проблемы.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу