Теологическая концепция понимания права

Формирование научных подходов к пониманию права связано с оформлением первых научных представлений о государстве и праве, которое наметилось в условиях становления в IV—III тысячелетиях до н. э. первых древневосточных государств, в частности Египта, Вавилона, Индии и Китая.

В период развития древневосточных государств особенностью научных подходов к пониманию права становится специфика научных знаний, заключающаяся в преобладании религиозных взглядов на процесс происхождения государства и права.

Причиной формирования религиозных представлений о происхождении права является сложившийся на ранних стадиях развития государства древневосточный режим осуществления государственной власти. Древневосточный режим как разновидность политического (государственного) режима отличается обожествлением главы государства.

Вместе с тем обожествление главы государства носило дуалистический характер:

  • непосредственный характер обожествления главы государства означал признание монарха богом, правящим на земле;
  • опосредованный характер обожествления главы государства предусматривал признание главы государства в качестве представителя Бога на земле.

Признание божественной сущности главы государства сопровождалось закреплением данного статуса в нормативно-правовых актах. Существенную роль в формировании научных основ понимания права на ранних этапах развития государства сыграла философская мысль, положившая начало осмыслению происходящих социальных, в том числе государственно-правовых явлений, исходя из представлений о первичности материи (бытия) или сознания.

Религиозный подход к определению статуса главы государства предопределил становление теологического научного представления о праве, его причинной обусловленности, сущности, свойствах, функциях и методах воздействия.

При этом дуалистический теологический подход к статусу главы государства обусловил двойственный характер представлений о божественном происхождении права:

  1. В древневосточных государствах, в которых сложилась государственная идеология непосредственного обожествления главы государства, теологическое философское представление о праве базировалось на происхождении права по воле верховного существа (Бога). В качестве подтверждения теологической концепции происхождения права, утверждающей божественную природу права, представители античной философской мысли ссылаются на законодательство Древнего Египта. Глава государства на законодательном уровне наряду с титулом фараона (в переводе с египетского языка — «высокий дом») наделялся титулом «сына великого бога Ра», признавался «богом при жизни и по смерти, потомком бога и господином вечности».
  2. В древневосточных государствах, в которых государственная идеология предусматривала признание главы государства представителем Бога на земле, теологическое философское представление о праве основывалось на представлениях о праве, как воле Бога, осознанной правителем и воплощенной им в правовых предписаниях.

В частности, в законах царя Хаммурапи указывается, что бог Мардук предоставил вавилонскому царю право даровать людям справедливость и достойное управление. В Древней Индии Законы Ману указывают на Верховное Существо, которое раскрыло Ману, как отцу человечества, священный закон, и обязанность главы государства следовать Законам Ману, защищать их, слушать советы брахманов и сохранять варно-кастовое разделение общества. Дальнейшее развитие теологической концепции понимания права наметилось в период существования древнеримской государственности.

Особенностью древнеримской философской мысли о праве становится разработка двух аспектов в понимании права, предусматривающих:

  • изучение природы происхождения права;
  • раскрытие внутреннего содержания права;
  • рассмотрение форм выражения права;
  • установление предназначения права.

Исследуя природу происхождения права в контексте теологической концепции понимания права, древнеримские философы признавали право как «богоданное» явление — fas, являющееся выражением «истинного разума». Римские юристы, сохраняя преемственность взглядов о праве, указывали, что в мироздании существует единый, «вечный» и «неизменный» закон, данный Богом. Так, по мнению Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) только закон, исходящий от Бога как творца мира, следует считать мерилом справедливого и несправедливого, т. к. лишь Богом данный истинный разум воплощается в законе и «дарует согласие человека с природой».

Вместе с тем в Древнем Риме в эпоху республики и монархии под руководством римских юристов (Гай, Гермогениан, Модестин, Папиниан, Трибониан, Ульпиан и т. д.) создаются научные юридические школы, содействующие дальнейшему развитию представлений о природе происхождения права. В результате «богоданное право» стали разграничивать со светским правом — ius.

Сущность, содержание и предназначение светского права, по мнению римских юристов, заключаются в том, что оно:

  • создается правителем;
  • содержит решения «мудрых людей», которые даруются им велением Бога;
  • закрепляется в форме конституций, декретов, эдиктов и т. д.;
  • служит для установления порядка, правды и справедливости (ius-titia).

Философские представления о праве Древнего Рима оказали существенное воздействие на концепцию теологического понимания права в Средние века. Важным этапом в развитии научных подходов к пониманию права в средневековый период становится разработка в рамках теологической концепции нового направления в исследовании сущности права. Причиной тому явилось признание в период Средневековья религии в качестве основы научного мировоззрения.

Данная тенденция была обусловлена усилением роли церкви в механизме реализации государственной власти ввиду следующих факторов:

  • в средневековый период общей закономерностью в государственно-правовом строительстве становится реализация главами государств правовой политики по усилению правомочий монарха в противовес нарастающей оппозиции со стороны землевладельческой знати, обладавшей в условиях феодализации общественных отношений значительными правомочиями в отношении земли как социально-значимого объекта вещных прав;
  • средневековый период характеризуется нарастающими классовыми противоречиями, детерминированными поляризацией общества, оформлением крепостного права, ограничением (лишением) определенных слоев населения права на личную свободу и свободу передвижения, повлекшими массовые протесты в форме заговоров, бунтов и восстаний.

В целях обеспечения целостности государства и укрепления авторитета государственной власти проводится последовательная политика по абсолютизации монархической власти главы государства. Процесс оформления абсолютистских полномочий главы государства в условиях противоборства землевладельческой знати и крестьян предопределил повышение значимости церкви, обеспечивающей влияние религии как идеологической основы государственной власти.

Усиление роли церкви и религиозной идеологии в процессе обеспечения основ абсолютной монархии повлекло разработку в рамках теологической концепции понимания права, теократического подхода к исследованию сущности права. Основные идеи теократического подхода в теологическом понимании права были освещены в учении итальянского философа Фомы Аквинского (1225-1274).

Согласно учению Фомы Аквинского, основные положения которого получили отражение в работах «Сумма теологии» и «О правлении властителей»:

  • основой мироздания является закон, данный Богом и воплощающий в себе «вечный божественный разум, управляющий миром»;
  • «Божественный закон» есть «Вечный закон», именно он является
    «рациональным проектом Бога»;
  • в соответствии с божественным законом действует «естественный закон», который создает правитель, обладающий «сопричастностью к Богу»;
  • естественный закон следует рассматривать как «отражение вечного закона» посредством человеческого разума;
  • «человеческий закон» признаётся позитивным законом, который имеет временный характер действия, т. к. предписания принимаются с учетом конкретного исторического периода и не обладают вследствие этого «полнотой истины»;
  • человеческий разум в силу «несовершенства ума» и отсутствия единообразного подхода к пониманию правды и справедливости неспособен «истребить зло».

Таким образом, с появлением государства в процессе формирования механизма государственной власти, создания аппарата принуждения и введения государственной религиозной идеологии научные представления о праве исходили из философских воззрений, основанных на представлениях о праве как богоданном явлении. Глава государства, представляя интересы Бога, в процессе создания «естественного закона» руководствуется «Божественным законом» для истребления зла и установления правды и справедливости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)