Теологическая концепция понимания права
Формирование научных подходов к пониманию права связано с оформлением первых научных представлений о государстве и праве, которое наметилось в условиях становления в IV—III тысячелетиях до н. э. первых древневосточных государств, в частности Египта, Вавилона, Индии и Китая.
Причиной формирования религиозных представлений о происхождении права является сложившийся на ранних стадиях развития государства древневосточный режим осуществления государственной власти. Древневосточный режим как разновидность политического (государственного) режима отличается обожествлением главы государства.
Вместе с тем обожествление главы государства носило дуалистический характер:
- непосредственный характер обожествления главы государства означал признание монарха богом, правящим на земле;
- опосредованный характер обожествления главы государства предусматривал признание главы государства в качестве представителя Бога на земле.
Признание божественной сущности главы государства сопровождалось закреплением данного статуса в нормативно-правовых актах. Существенную роль в формировании научных основ понимания права на ранних этапах развития государства сыграла философская мысль, положившая начало осмыслению происходящих социальных, в том числе государственно-правовых явлений, исходя из представлений о первичности материи (бытия) или сознания.
Религиозный подход к определению статуса главы государства предопределил становление теологического научного представления о праве, его причинной обусловленности, сущности, свойствах, функциях и методах воздействия.
При этом дуалистический теологический подход к статусу главы государства обусловил двойственный характер представлений о божественном происхождении права:
- В древневосточных государствах, в которых сложилась государственная идеология непосредственного обожествления главы государства, теологическое философское представление о праве базировалось на происхождении права по воле верховного существа (Бога). В качестве подтверждения теологической концепции происхождения права, утверждающей божественную природу права, представители античной философской мысли ссылаются на законодательство Древнего Египта. Глава государства на законодательном уровне наряду с титулом фараона (в переводе с египетского языка — «высокий дом») наделялся титулом «сына великого бога Ра», признавался «богом при жизни и по смерти, потомком бога и господином вечности».
- В древневосточных государствах, в которых государственная идеология предусматривала признание главы государства представителем Бога на земле, теологическое философское представление о праве основывалось на представлениях о праве, как воле Бога, осознанной правителем и воплощенной им в правовых предписаниях.
В частности, в законах царя Хаммурапи указывается, что бог Мардук предоставил вавилонскому царю право даровать людям справедливость и достойное управление. В Древней Индии Законы Ману указывают на Верховное Существо, которое раскрыло Ману, как отцу человечества, священный закон, и обязанность главы государства следовать Законам Ману, защищать их, слушать советы брахманов и сохранять варно-кастовое разделение общества. Дальнейшее развитие теологической концепции понимания права наметилось в период существования древнеримской государственности.
Особенностью древнеримской философской мысли о праве становится разработка двух аспектов в понимании права, предусматривающих:
- изучение природы происхождения права;
- раскрытие внутреннего содержания права;
- рассмотрение форм выражения права;
- установление предназначения права.
Исследуя природу происхождения права в контексте теологической концепции понимания права, древнеримские философы признавали право как «богоданное» явление — fas, являющееся выражением «истинного разума». Римские юристы, сохраняя преемственность взглядов о праве, указывали, что в мироздании существует единый, «вечный» и «неизменный» закон, данный Богом. Так, по мнению Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) только закон, исходящий от Бога как творца мира, следует считать мерилом справедливого и несправедливого, т. к. лишь Богом данный истинный разум воплощается в законе и «дарует согласие человека с природой».
Вместе с тем в Древнем Риме в эпоху республики и монархии под руководством римских юристов (Гай, Гермогениан, Модестин, Папиниан, Трибониан, Ульпиан и т. д.) создаются научные юридические школы, содействующие дальнейшему развитию представлений о природе происхождения права. В результате «богоданное право» стали разграничивать со светским правом — ius.
Сущность, содержание и предназначение светского права, по мнению римских юристов, заключаются в том, что оно:
- создается правителем;
- содержит решения «мудрых людей», которые даруются им велением Бога;
- закрепляется в форме конституций, декретов, эдиктов и т. д.;
- служит для установления порядка, правды и справедливости (ius-titia).
Философские представления о праве Древнего Рима оказали существенное воздействие на концепцию теологического понимания права в Средние века. Важным этапом в развитии научных подходов к пониманию права в средневековый период становится разработка в рамках теологической концепции нового направления в исследовании сущности права. Причиной тому явилось признание в период Средневековья религии в качестве основы научного мировоззрения.
Данная тенденция была обусловлена усилением роли церкви в механизме реализации государственной власти ввиду следующих факторов:
- в средневековый период общей закономерностью в государственно-правовом строительстве становится реализация главами государств правовой политики по усилению правомочий монарха в противовес нарастающей оппозиции со стороны землевладельческой знати, обладавшей в условиях феодализации общественных отношений значительными правомочиями в отношении земли как социально-значимого объекта вещных прав;
- средневековый период характеризуется нарастающими классовыми противоречиями, детерминированными поляризацией общества, оформлением крепостного права, ограничением (лишением) определенных слоев населения права на личную свободу и свободу передвижения, повлекшими массовые протесты в форме заговоров, бунтов и восстаний.
В целях обеспечения целостности государства и укрепления авторитета государственной власти проводится последовательная политика по абсолютизации монархической власти главы государства. Процесс оформления абсолютистских полномочий главы государства в условиях противоборства землевладельческой знати и крестьян предопределил повышение значимости церкви, обеспечивающей влияние религии как идеологической основы государственной власти.
Усиление роли церкви и религиозной идеологии в процессе обеспечения основ абсолютной монархии повлекло разработку в рамках теологической концепции понимания права, теократического подхода к исследованию сущности права. Основные идеи теократического подхода в теологическом понимании права были освещены в учении итальянского философа Фомы Аквинского (1225-1274).
Согласно учению Фомы Аквинского, основные положения которого получили отражение в работах «Сумма теологии» и «О правлении властителей»:
- основой мироздания является закон, данный Богом и воплощающий в себе «вечный божественный разум, управляющий миром»;
- «Божественный закон» есть «Вечный закон», именно он является
«рациональным проектом Бога»; - в соответствии с божественным законом действует «естественный закон», который создает правитель, обладающий «сопричастностью к Богу»;
- естественный закон следует рассматривать как «отражение вечного закона» посредством человеческого разума;
- «человеческий закон» признаётся позитивным законом, который имеет временный характер действия, т. к. предписания принимаются с учетом конкретного исторического периода и не обладают вследствие этого «полнотой истины»;
- человеческий разум в силу «несовершенства ума» и отсутствия единообразного подхода к пониманию правды и справедливости неспособен «истребить зло».
Таким образом, с появлением государства в процессе формирования механизма государственной власти, создания аппарата принуждения и введения государственной религиозной идеологии научные представления о праве исходили из философских воззрений, основанных на представлениях о праве как богоданном явлении. Глава государства, представляя интересы Бога, в процессе создания «естественного закона» руководствуется «Божественным законом» для истребления зла и установления правды и справедливости.
- Интегративный подход к пониманию права в контексте соотношения юридического нормативизма, юридического позитивизма
- Институционально-функциональный концепт в современном понимании права
- Сущностно-ценностный дискурс в современном понимании права
- Системный подход к пониманию права в современной юридической науке
- Инструментальная методология исследования научных основ понимания права
- Научные основы понимания права в советской юридической науке
- Становление научных основ понимания права в российской правовой науке
- Психологическая концепция понимания права
- Социологическая концепция понимания права
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу