Сущность нового воспитания

Глобальной целью воспитания является создание условий для единения всех центров сознания человека и его восхождению (эволюционному развитию), стремление к единению сознаний людей, к осознанию и поддержки созидательного и творческого труда (всякий труд можно сделать творческим и несущим Благо).

Ю.К. Бабанский писал: «…воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества».

Такой опыт в новых условиях информационной парадигмы общества необходим, но не достаточен. «Воспитание» – важнейшее понятие, носящее характер категории.

В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях:

  • в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности;
  • в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс;
  • в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся;
  • в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей – учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы».

Воспитательная работа традиционно осуществлялась по направлениям, где ребенок должен был продемонстрировать свои успехи. Воспитатели ориентировались на очевидное, но не на действительное. То, что происходит глубинно в ребенке никто из них не понимал, но ориентировался на внешние проявления. Как же увидеть эти истинные ростки позитивных, с точки зрения заявленных обществом духовно-нравственных ценностей, изменений?

Это возможно только в процессе глубинного проникновения в истинные мотивы поступков, причин возникших проблем, в процессе рефлексивно-деятельностной индивидуальной и коллективной работы с детьми. Ориентиром становится развитие сознания ребенка. Поэтому новое воспитание – это целенаправленная деятельность воспитателя по созданию условий для устремления человека к развитию своего сознания (личного и духовного).

Интересно
Цель воспитания по развитию духовного сознания – создать условия и оказать помощь ребенку в формировании духовных и энергетических качеств и способностей, выборе способов поведения и познавания, обеспечивающих человеку возможности развития сознания в соответствии с духовными ценностями и его генетически заданными возможностями в процессе его саморазвития и самосовершенствования.

Это воспитание, направленное на освоение и развитие самим ребенком своих потенций, включающих: освоение духовных чувств (доброта, справедливость, и др.) и энергетических качеств (стойкость, мужество, спокойствие (равновесие), оптимизм, усердие и др.); устремленность к Истине, Любви, Красоте (духовным ценностям), познание мира и себя, физических свойств своего тела, раскрытие творческих возможностей, определяющие уровень сознания субъекта с целью его расширения.

Ориентация воспитателя на развитие сознания ребенка способствует укреплению выше названных потенций человека. Их «сломать» очень сложно, так как они становятся сущностным ядром в его микрокосмосе. Развитие сознания предполагает и воспитание личной ответственности за свою судьбу и саморазвитие. Это обеспечивает бытийную устойчивость человеку в период самых трудных испытаний преодолевать препятствия на жизненном пути. Конечно, и сознание может деградировать, если ее уровень окажется слабее тех испытаний, которые выпали на пути человека, если он ориентирован только на развитие личного сознания.

С детства ребенку прививаются мысли о счастье как отдыхе и максимальном материальном обеспечении. Желания земных благ откладываются в поверхностном (личном) сознании. Поэтому так трудно принять новые цели и задачи жизни, связанные с постоянной готовностью и устремлением человека к преодолению трудностей, борьбой с собой за овладение духовными качествами и способностями, осознанию своей бесконечности и беспредельности развития в Мироздании, что и определяет истинный Путь человека в Бытие.

Поэтому связь с Космосом должна быть осознана уже в детские годы. А открытие в себе потенциальных возможностей позволит с радостью нести одухотворение в той профессиональной области социального мира, к которой имеются предпосылки. Каждый человек должен воспринимать любую профессию (лучше, если она соответствует твоим интересам), любое дело, как возможность, как способ нести Благо людям, а значит одухотворять себя и окружающую социальную среду. В этом глубинный смысл Бытия Человека.

Новое воспитание нацелено на будущее, т.к. стремится к расширению сознания. Оно оптимистично, оно направлено на развитие воли человека, усердия в труде как внутренней потребности индивида, а не внешнего требования общества. Воспитание традиционное – это воспитание, которое пытается воспроизвести прежний опыт в его лучших традициях. Но это прошлый опыт. На новом эволюционном витке развития человечества требуется новое качественное преобразование воспитания.

Воспитание вчера – это прежде всего социальное воспитание, которое может осуществляться на социально принятой ценностной основе.

Целенаправленная деятельность воспитателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться авторитарно – как давление, насильственное требование по принятию общественных норм, так и гуманно – уважительное и доброжелательное отношение к ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния на процесс развития личности.

Новое воспитание нужно затем, чтобы развивать ум (разум) ребенка, чтобы он, используя интеллектуальные способы (анализ, синтез, обобщение, различение и т.д.) мог выявить высокие идеи и мысли, чтобы мог развивать нужные качества (духовные чувства), а также способности, взаимосвязанные с этими качествами, стимулировать действия и поступки, способствующие развитию этих качеств и способностей, а также обеспечить сознательное, разумное воздействие и волевое усилие на тело человека с целью гармонического развития всех его частей, подчинению физического разума духовному, что в результате обеспечивает развитию сознания человека.

Новое воспитание всегда гуманно. Оно всегда начинается с устремленного движения к Высшим ценностям, к Свету. Поэтому оно всегда оптимистично и деятельностно активно. В основе нового воспитания – развитие сознания личного и духовного. Если представить с позиции воспитателя, что необходимо ребенку для развития его сознания, то это: здоровье, духовность, разнообразные качества и способности (интеллектуальные, организационные, физические, трудовые, эстетические, энергетические и т.д.), что является элементами, обеспечивающими развитие сознания.

Выявив ключевые элементы сознания (поверхностного и глубинного), можно определить ведущие направления воспитания: физическое, социокультурное (витальное), включающее эстетическое, экологическое, коммуникативное, организаторское, гендерное, экономическое и пр., умственное, экзистенциальное (новое направление), включающее развитие энергетических качеств: оптимизма, воли, спокойствия и усердия, позволяющие человеку реализовать свои устремления по развитию социальных и духовных качеств, способностей.

В рамках этих направлений необходимо обеспечить развитие ума и познавания, чувств, способностей (освоенных действий), физики тела. Это достигается в процессе сознательного (ментального, витального и физического) труда-деятельности, при условии ее мотивации, интеракции и рефлексии, подготовки нового профессионального педагога-воспитателя, а также создания особой культурной среды, включающей духовные ценности, систему помощи и поддержки, традиции, предметную, знаково-символическую сферы и прочее.

Качества личности в психологии – это сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

В педагогических исследованиях качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществу, продуктам деятельности человека, самому себе. Поэтому качества индивида (чувства, проявленные в действии и познавании) отражают уровень развития сознания.

Интересно раскрывает М.А. Галагузова использование качеств личности в воспитании. Она пишет, что качества личности проявляются в действии, которое рождает поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и задачами. Поступки же в конечном итоге формируют поведение человека.

Из качеств выбирают доминирующие, которые составляют конкретную программу воспитания, учитывающую индивидуальные качества личности, помогающую ребенку реализовать их. Необходимо не только назвать эти качества, но и уяснить, что собой представляет каждое из них, как они между собой взаимосвязаны, какие структурные элементы отражаются или не отражаются в реальной действительности, а также уметь владеть методикой формирования этих качеств.

Следующими составляющими воспитания являются формирование поведения и чувств. В основе воспитания ребенка лежит формирование убеждений – знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к действию, к деятельности, труду.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)