Теоретические основы развития волевых качеств в педагогике сознания

Новый подход в воспитании раскрыт в педагогике сознания, где в ценностном основании деятельности положено воспитание радостного отношения к трудностям, вера в преодоление жизненных препятствий как способа своего развития.

Задача педагога заключается в помощи поиска способов преодоления, но не устранения этих трудностей за ребенка, поддержке оптимистического отношения к трудностям. Это и поддержание интереса к развитию волевых качеств, и создание условий, при которых импульс к их развитию станет их потребностью, переходящей в актуальный мотив.

Важно выявить суть того явления, которое контролирует весь процесс движения человека по пути его развития и совершенствования. Задача воли заключается в присоединении знаний, опыта, иных качеств к сознанию как глубинному, так и личностному. Каждое движение мысли, слова, чувств, таких как спокойствие, радость, любовь, готовность прийти на помощь и т.д., каждый поступок требует волевых усилий и развитию волевых качеств.

Поэтому развитие этих качеств становится важнейшей целью современного воспитания. Человечество продолжает в своем большинстве проживать жить на уровне поверхностного сознания. Однако время новых энергий в рамках новой социальной парадигмы в условиях нового этапа эволюционных преобразований выводит человечество на уровень развития глубинного сознания.

Именно воля, как сила, определяет процесс развития или затухания энергий в человеке, сознательно управляет освоением этих энергий. Воля и сознание взаимообусловлены. Сознание помогает проявлению воли, переводя из импульсивности, как проявление страсти (эмоций), в сознательное проявление внутренней силы.

В свою очередь, воля является двигателем развития сознания, упорядочивая, устремляя, придавая настойчивость развитию социально значимых и духовных качеств, психических процессов человека. Воля, побуждая к нравственным действиям, обуславливает развитие личности, ее сознания. Направление и сила энергий в сознании человека определяется волей человека.

Отрицательные или положительные энергии, оформившиеся в виде отрицательных или положительных эмоций (высших чувств), порождаются и стимулируются волей негативной или позитивной. Так воля определяет процесс развития негативных или позитивных качеств в сознании.

Поэтому, если человек сознательно изымает интерес к какому-то явлению или негативной энергии, то ослабевает напряжение воли, поддерживающие это событие, и они начинают разрушаться. Одновременно сознательно позитивной волей можно укреплять и развивать энергии, созвучные высшим ценностям. От степени силы воли зависит качество развития мыслей, чувств и действий человека.

Человек обладает энергиями тонкого плана, которые и составляют основу, которая определяет развитие его Индивидуальности. Воля является атрибутом или сопутствующей силой сущности человека. Она в нем находится и развивается на разных уровнях: духовном (высшем), имеющим взаимосвязь с глубинным сознанием, как проводника субъектности человека, или социальном, связанным с поверхностным сознанием.

Сознание глубинное и поверхностное определяют зоны и сферы приложения сил человека, задают стимулы на реализацию импульса, полученного изнутри, из основы своей субъектности, затем осмысляют его и определяют мотивы, потребности и интересы человека. Далее действует воля, путем включения волевых усилий и активизации волевых качеств на каждом этапе от возникновения объекта деятельности до его реализации.

На двух планах осуществляются волевые действия с использованием соответствующих волевых качеств:

  • на социальном плане происходит решение задач как внешних явлений (выполнение поручений, достижений в спорте, выполнение домашних заданий и т.д.), так и на внутреннем плане, например, развитие социальных качеств (организаторских, лидерских, коммуникативных, эстетических, экологических и др.);
  • на духовном плане задачи связаны с духовным восхождением человека, его самосовершенствованием. Поэтому востребованы такие волевые качества как мужество, стойкость, устремленность, которые обеспечивают развитие других качеств (оптимизм, спокойствие, усердие и др.), непрерывность духовного познания и мыследействия.

Духовный уровень воли задается изнутри. Социальный уровень задается извне. Человек как общественный индивид переживает должное как свое личное желание, хотя при этом ему хочется чего-то другого. Так происходит движение воли, которая как уздечка коня направляет, подгоняет и обеспечивает выполнение деятельности, преодолению внешних и внутренних препятствий, направляет и устремляет развитие положительных социальных и духовных качеств, обуздывает и уничтожает низшие отрицательные качества человека.

Итак, воля является инструментом, позволяющим через мысли, чувства, поступки, преодолевая препятствия самости, внешних ограничений, эмоциональных проблем, раскрыть возможности человека к развитию его сознания, духовных и нравственных качеств, обеспечить развитие самих волевых качеств. Поэтому так важно развивать и укреплять волю человека, устремленную к высшим ценностям, обеспечивающую духовное развитие сознания.

С малых лет ребенок преодолевает трудности хождения, говорения, общения, познания, тем самым развивает свои волевые качества. Только через прохождение разных испытаний, причем постоянных, не уклоняясь от них происходит развитие этих качеств. Однако человек должен осознать необходимость преодоления трудностей для развития этих качеств. Тогда он начнет с радостью воспринимать эти препятствия как средство своего развития. Для этого нужен воспитатель (родитель, учитель школы, старший товарищ и т.д.), который объяснит важность процесса преодоления трудностей разного уровня.

Можно условно их объединить в виды препятствий:

  • физические для достижения спортивных результатов, физического совершенствования;
  • интеллектуальные как преодоление трудностей в познании, освоении предметных знаний;
  • эстетико-художественные, связанные с овладением различных видов искусств;
  • психические, связанные с преодолением негативных эмоций, страхов и тревог;
  • духовные и нравственные, когда человек стремится преодолеть свою самость, стремится к совершенствованию.

Каждый вид рождает и соответствующую деятельность, где они переплетаются.

К ним относятся направления деятельности:

  • физическое;
  • умственное;
  • социокультурное, включающее гражданско-патриотическое, эстетическое и др.;
  • экзистенциальное, ведущее человека к развитию Индивидуальности, преодолевающую самость.

Мужество, стойкость, устремленность как волевые качества, вписываются в систему развития сознания человека, т.к. способствуют осознанному освоению и удержанию знаний, умений, опыта. Эти качества при чистоте духовных помыслов обеспечивают рост сознания и его углубление. Так осуществляется механизм вхождения в структурную схему движения. Наращивая волевые качества в процессе преодоления трудностей, обеспечивается успешность развития сознания, путем включения в творческое освоение знаний от простых истин до самых высоких.

При этом происходит взаимообогащение и взаимопритяжение всех высших качеств. Спокойствие способствует усилению стойкости и выдержке; оптимизм и радость обеспечивают развитию устремленности; усердие, вырабатывающее привычку и ритм трудится, создает условия для развития стойкости и мужества. Сострадание, доброта, готовность прийти на помощь одухотворяют волевые качества, насыщают их высшими человеческими помыслами.

Волевые качества, лишенные духовного смысла, становятся опасными для людей. Их деяния могут легко меняться от добрых к низшим и злым. Поэтому волевые качества должны всегда базироваться на духовных ценностях – стремлению к Истине, Любви и Красоте. Тогда процесс восхождения человека становится непременным. Весь смысл развития волевых качеств покоится на том, чтобы они могли притягивать Космические знания, заключенные в тонких энергиях, тем самым укреплять постоянный процесс духовного совершенствования на пути человеческой эволюции.

Педагогическая поддержка ребенка в развитии волевых качеств заключается в том, чтобы создавать условия для активного включения воспитанников в различные виды деятельности, защищать от опасностей, т.к. ребенок не всегда понимает их границы, за которыми может быть гибель или утрата здоровья.

Необходимо поддерживать и здоровое равновесное (спокойное) напряжение сил у детей и молодежи, которое обеспечивает развитие стойкости и мужества, так как способствует удержанию как негативных, так и чрезмерно радостных эмоций. При этом, нельзя создавать ситуаций переутомления, когда затухает интерес к деятельности.

Интересно
Важно выявить в потребностной сфере ребенка актуальное, распознать истинные мотивы, обеспечить устойчивый интерес ребенка путем поддержки его оптимистической веры в свои силы, предложить способы и средства для реализации поставленных целей – в этом и проявляется педагогическая поддержка ребенка в его развитии.

Весь прожитый день надо подкреплять рефлексией того, что было сделано за день, выявлению качеств, которые способствовали той или иной деятельности, трудностей, которые удалось преодолеть, построению перспектив решения новых задач на завтра и будущее.

Сотрудничество в труде детского сообщества (коллектива) как соединение энергий усиливает движение к результату деятельности. Коллективные волевые усилия облегчают движение к цели, создают позитивный настрой, т.к. обеспечивают достижение ожидаемого результата в более короткие сроки. Педагогически целесообразно увеличивать нагрузки для решения последующих задач, тем самым в процессе коллективной деятельности это становится менее трудным, но при этом происходит развитие волевых качеств каждого члена сообщества.

При этом сам педагог должен обладать верой в ребенка, его возможности, готовностью прийти на помощь. Он сам должен быть сильной, волевой, творческой, познающей, оптимистической личностью. Личный пример всегда остается ведущим методом воспитания в детской среде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)