Структурные правила

Внутреннее строение юридического документа называется его структурой.

Структурное строение любого документа предполагает деление его на соответствующие части. Такое деление предполагает:

  • достижение и обеспечение изложения полного смысла в юридическом документе;
  • эффективное понимание и усвоение содержания и юридического смысла документа.

Структура любого юридического документа включает в себя несколько частей. Как минимум, каждый юридический документ состоит из трех основных частей:

  • вступительная часть;
  • основная часть;
  • заключительная часть.

В зависимости от содержания и назначения юридического документа, в нем могут быть и другие структурные части (элементы).

Вступительная часть. Вступительная часть содержит в себе реквизиты (название документа, дата издания документа, регистрационный номер документа, орган издавший документ, место издания документа и т.п.).Применительно к нормативным правовым актам, вступительная часть содержит в себе преамбулу (как правило).

Основная часть. Наиболее объемной является основная часть. Нормативные правовые акты (например, кодексы) предполагают деление основной части на соответствующие разделы, главы, статьи, параграфы, пункты.

Свою особенность имеют правореализующие (правоприменительные) документы. Применение права – сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья – стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. В теории выделяют различное количество стадий применения права.

Широкое распространение получил подход, характеризующийся тремя основными стадиями применения права.

Первая стадия – установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии устанавливают конкретные фактические обстоятельства дела. Анализируют эти обстоятельства, поскольку они образуют фактическую основу применения права. Определяют и оценивают факты, с точки зрения их истинности и достоверности. Процессуально оформляют и закрепляют собранные факты.

Вторая стадия – юридическая оценка собранных (установленных) фактических обстоятельств дела. На этой стадии осуществляют выбор нормы или норм права, подлежащих применению.

Осуществляют проверку нормативного правового акта с точки зрения его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Изучение интерпретационных актов толкования норм права и уяснение (толкование) смысла и содержания применяемой нормы права.

Третья стадия включает в себя принятие решения по юридическому делу и письменное оформление правоприменительного акта. Определение путей, сил и средств для выполнения принятого решения. Указание на организацию контроля и сроки выполнения принятого решения.

Наличие указанных стадий предопределяет структуру правоприменительного юридического документа.

Заключительная часть. В заключительной части юридического документа отражается: время действия правовых предписаний; порядок изменения (обжалования); порядок доведения правовой информации до исполнителей; перечень отмененных правовых актов и т.п.

Приложение. Отдельные виды юридических документов могу содержать в себе соответствующие приложения. Приложения всегда расположены после заключительной части юридического документа. Если юридический документ содержит в себе несколько приложений, то им присваивается соответствующий номер или буква.

В приложении может содержаться:

  • схемы, карты, планы местности;
  • таблицы, графики;- образцы бланков или документов;
  • перечень лиц или организаций и др.

Так, Приказом ФНС РФ от 17 января 2008г. № ММ-3-09/11 «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 налогового кодекса российской федерации» утверждены формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации: (Например, форму № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)» согласно приложению №1 к настоящему Приказу).

Ссылки и сноски. Использование ссылок в юридических документах демонстрирует тесную (системную) связь правовой информации. В некоторых случаях убедительно и аргументировано изложить информацию в юридическом документе невозможно. Поэтому в процессе изложения правовой информации в юридическом документе воспроизводятся отдельные положения нормативных документов.

Так, например, в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса российской федерации», указывается, что «в силу пункта 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а если налогоплательщиком является физическое лицо – на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

В данном случае в Постановлении ВАС РФ полностью воспроизводится содержание пункта 3, статьи 29 Налогового кодекса РФ.

Сноски в юридических документах применяются крайне редко. Сноски всегда помещаются внизу страницы.

Примечания. В законодательстве и правоприменительных документах может использоваться примечание. Примечание используется для уточнения значения какого-либо термина или понятия. Таким образом, примечания позволяют:

  • расширить или сузить объем и смысл информации;
  • уточнить (пояснить, растолковать) содержание и значение какого-либо термина или понятия;
  • указать на условия применения того или иного положения, отраженного в тексте юридического документа;
  • определить орган или ответственных лиц, отвечающих за исполнения правовых предписаний, отраженных в юридическом документе.

В качестве примера можно привести отдельные примечания, отраженные в Уголовном кодексе РФ.

Так, в статье 141.1. «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» имеется примечание, уточняющее понятие «Крупного размера»: «Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)