Структура нормативного правового акта

Структурные части нормативного правового акта следует рассматривать как элементы системы.

При этом, в качестве системы выступает нормативный правовой акт.

В зависимости от сферы правового регулирования, объема нормативного материала, содержания и других подобных оснований, нормативные правовые акты подразделяются по их объему.

В числе структурных единиц, включенных в текст того или иного нормативного правового акта выделяют такие как:

  • символика (герб, эмблема);
  • заголовок;
  • оглавление;
  • преамбула;
  • часть;
  • раздел;
  • глава;
  • статья
  • параграф;
  • пункт;
  • подпункт;
  • абзац;
  • примечание;
  • заключительные положения;
  • приложения.

Символика. Символика отражает властный характер нормативного правового акта. Свидетельствует о статусе правотворческого органа.

Заголовок. Задачи (цель) заголовка заключаются в том, чтобы лаконично отразить сферу (предмет) и цели правового регулирования.

Требования к заголовку:

  • точность;
  • лаконичность (краткость);
  • содержательность (емкость);
  • формализованность.

В качестве заголовка может использоваться аббревиатура: Уголовный кодекс Российской Федерации – УК РФ.

Задачи заголовка:

  • облегчение поиска и учета нормативных правовых актов;
  • облегчение формирования инкорпоративного сборника, например тематического.

Оглавление. В оглавлении отражаются основные структурные единицу нормативного правового акта. Наиболее предпочтительным является размещение оглавления в начале текста нормативного правового акта.

Задачи оглавления:

  • информационно-ориентирующая задача;
  • облегчение поиска конкретного нормативного предписания;
  • облегчение толкования нормативного правового акта.

В Германии текст оглавления часто располагается после преамбулы нормативного правового акта (закона) и, таким образом, является его неотъемлемой частью.

Преамбула. Преамбула – это часть закона, в которой отражается наиболее важные обстоятельства, связанные с необходимостью и важностью содержащихся в нем норм. Таким образом, в преамбуле определяется мотив принятия закона, его цели, их социальная важность.

Преамбула всегда отражает социальную, политическую обстановку в обществе на момент принятия закона. Преамбула не включает в себя нормативные предписания (правила поведения), она отражает «дух» закона.

Задачи преамбулы:

  • формирование доверия к закону, формирование правового сознания;
  • определение целей и задач, стоящих перед законом;
  • способствует пониманию, толкованию и применению закона.

Структурные единицы текста нормативного правового акта (закона): – часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац.

Часть – самая крупная структурная единица нормативного правого акта. Части принято использовать при изложении кодифицированных нормативных правовых актов, для группирования нормативного материала по функциональному, либо по предметному критерию.

Раздел – структурная единица, предназначенная для группирования нормативного материала, регулирующего однородные общественные отношения. Часто раздел совпадает с подотраслью права, либо подотраслью законодательства. В некоторых законах (нормативных правовых актах) отсутствует деление на части и эту функцию выполняют соответствующие разделы.

Глава – структурная единица закона (нормативного правового акта), содержащая обособленную группу нормативных предписаний, регулирующих родственные общественные отношения. Часто глава включает в себя нормы, связанные с одним институтом права, как обособленным комплексом правовых предписаний, регулирующих определенную группу правовых отношений.

Например, в Семейном кодексе РФ – глава, содержащая нормы института заключения брака. В главах Уголовного кодекса РФ, помимо институтов права, находят свое отражение субъинституты права, где сосредоточены нормы, регулирующие разновидность однородных отношений.

Например, правовой институт преступлений против личности (Раздел VII УК РФ) делится на субъинституты – преступления против свободы, чести и достоинства личности (Глава 17 УК РФ), преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (Глава 18 УК РФ) и т.д.

Статья является основной структурной единицей закона (нормативного правового акта). В статье или статьях находят свое отражение первичные элементы системы права – нормы права.

Степень «включенности» нормы права в статью закона во многом зависит от способов изложения нормы права. Поэтому, часто в статьях законов находят свое отражение только отдельные фрагменты нормы права. Это обусловлено одним из принципов законодательной техники – принцип законодательной экономии нормативного материала.

Параграф чаще всего используется в подзаконных нормативных правовых актах и предназначен для отражения отдельных пунктов правовых предписаний.

Пункт как структурная единица используется для дифференциации текста статьи закона и соответствует фрагменту одной нормы права. В подзаконных нормативных правовых актах (где не используется деление на статьи – пункт является основной первичной частью структуры.

Подпункт как структурная единица (также как и пункт) наиболее часто встречается при изложении нормативного материала в подзаконных нормативных правовых актах. Пункты и подпункты принято нумеровать.

Абзацы как структурные единицы (в отличие пунктов и подпунктов) начинаются с прописной буквы. Следовательно, абзац не является автономной (самостоятельной) составляющей нормативного предписания. Наиболее полно соответствует жанру юридической техники такой способ изложения абзацев, когда они нумеруются цифрами или обозначаются буквами.

Пример: Пункт 4 Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 20.11.2007 №607.

4. На основании настоящего Порядка осуществляется добровольная аккредитация организаций по направлениям:

а) оценка рисков в области гражданской обороны;

б) оценка рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) оценка рисков в области обеспечения пожарной безопасности;

г) подготовка и повышение квалификации специалистов по оценке рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

В пункте 9 этого же нормативного правового акта имеется пример не совсем удачного использования абзаца (а также пунктов и подпунктов) как структурных единиц.

9. Заявитель, претендующий на аккредитацию по осуществлению работ по оценке рисков или подготовке и повышению квалификации специалистов по оценке рисков, направляет заявку (заявление) в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении (приложение №1).

К заявлению прилагаются:

  • копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, заверенные в установленном порядке;
  • копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке;
  • руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения: заявление о политике в области качества осуществления работ по оценке рисков на имущественных комплексах или их части юридических или физических лиц (включая территории, технологические установки, оборудование, агрегаты, здания, сооружения, изделия, продукцию, транспортные средства, средства обеспечения пожарной безопасности, сооружения гражданской обороны и иное имущество), находящихся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации (далее – объект защиты), а также при осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности;
  • порядок и сроки повышения квалификации специалистов, занятых в оценке рисков;
  • должностные инструкции персонала, определяющие его служебные обязанности и ответственность;
  • организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;

процедуру оценки рисков, включая:

а) этапы оценки рисков:

  • прием и рассмотрение заявок (заявлений) для оценки рисков;
  • заключение договора на проведение оценки рисков;
  • подготовку и утверждение программы проведения оценки рисков и персонального состава экспертной группы;
  • обследование объекта защиты;
  • подготовку документации по оценке рисков и выдачу заключения на объект защиты, а при необходимости – плана устранения недостатков, выявленных в ходе оценки рисков, который является неотъемлемой частью заключения;
  • контроль за выполнением плана устранения недостатков, выявленных при проведении оценки рисков;
  • регистрацию заключений по оценке рисков в МЧС России или государственном учреждении, находящемся в его ведении;
  • ведение реестра выданных заключений по оценке рисков;
  • направление в заинтересованные органы государственного надзора информации о нарушениях, выявленных на объекте защиты при проведении оценки рисков и создающих угрозу жизни и здоровью людей.

б) порядок подготовки заключения по оценке рисков:

  • о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям в области гражданской обороны и/или защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или обеспечения пожарной безопасности, либо обосновывающего (подтверждающего) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни и здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты, вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, чрезвычайных ситуаций.

в) немедленное информирование соответствующих органов государственного надзора при выявлении в ходе оценки рисков недостатков, которые могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей;

г) утверждение заключения по оценке рисков и плана мероприятий по устранению выявленных в ходе этой работы недостатков, направление этих документов в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении;

д) осуществление контроля за выполнением плана мероприятий по устранению выявленных в ходе оценки рисков недостатков и информирование МЧС России или государственного учреждения, находящегося в его ведении, о результатах контроля;

е) порядок проведения внутреннего аудита организации;

ж) порядок ведения архивов;

з) формы документов;

и) установление срока действия заключения по оценке рисков (не более двух лет);

к) страхование гражданской ответственности при проведении оценки рисков;

л) процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аккредитации;

Документ, подтверждающий наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных нормативных и справочных документов по заявленным направлениям деятельности;

Сведения о квалификации персонала организации (приложение N 2).

Для подтверждения квалификации персонала заявитель представляет в МЧС России или государственное учреждение, находящееся в его ведении, заверенные в установленном порядке копии дипломов об образовании и выписки из трудовых книжек персонала, договоров (трудовых соглашений) с временно привлекаемым персоналом, документов, удостоверяющих окончание персоналом специализированных курсов повышения квалификации (если образование по профилю деятельности получено или предыдущие специализированные курсы повышения квалификации окончены более пяти лет назад) и прохождение обучения на семинарах.

Персонал заявителя по оценке рисков должен в пределах своих должностных инструкций знать и уметь выполнять утвержденное руководителем заявителя руководство по качеству;

Сведения о наличии материально-технической базы;

Копия лицензии на право образовательной деятельности, учебно-тематические планы и программы по повышению квалификации специалистов, а также сведения о наличии необходимых для осуществления деятельности помещений (зданий), соответствующих требованиям охраны труда, противопожарным и санитарным нормам и правилам, предусматривающих размещение в них не менее 10 учебных мест (только организациями, претендующими на подготовку и повышение квалификации специалистов по оценке рисков).

Это нормативное предписание содержит много абзацев, которые трудно воспринимаются и не соотносятся с содержанием соответствующего параграфа.

Примечание как структурная единица закона (нормативного правового акта) носит сопроводительный характер и предназначено для дополнительного пояснения содержания соответствующей нормативной установки.

В примечании могут находить свое отражение:

  • отдельные процессуальные (процедурные) установки и положения, касающиеся реализации нормы права;
  • уточняющие сведения, касающиеся субъектов правоотношения, регулируемого конкретной нормой права;
  • определение (закрепление) сроков реализации нормативного положения;
  • дефинитивные нормы;
  • определение порядка действия нормы права во времени и пространстве;
  • определение стоимостных критериев;
  • определение оценочных критериев и т.п.

Заключительные положения являются важной структурной составляющей любого закона (нормативного правового акта). В юридической науке и практике не сложилось единого мнения относительно того, что должно включать в себя заключительное положение. Нормативный материал, включаемый в заключительные положения, по своему содержанию, можно условно разграничить на три группы.

Первая группа включает в себя нормативные положения, предназначенные для преодоления юридических коллизий и отражающие:

  • порядок вступления в силу закона (нормативного правового акта);
  • указание о приведении в соответствие с требованиями данного закона (нормативного правового акта) других нормативных правовых актов;
  • указание на нормативные правовые акты (отдельные нормы), утратившие силу в связи с принятием данного нормативного правового акта;
  • определение круга участников правовых отношений, на которых распространяются положения данного закона (нормативного правового акта);
  • определение пространственных границ, на которое распространяются положения данного закона (нормативного правового акта);
  • указание на обратную силу закона (нормативного правового акта).

Вторая группа включает в себя нормативные положения, отражающие:

  • порядок и сроки обжалований решений, принятых в соответствии с данным нормативным правовым актом;
  • возможная ответственность участников правовых отношений.

Третья группа заключительных положений включает в себя нормативные положения, связанные с решением конкретных вопросов по реализации данного нормативного правового акта:

  • указание на необходимость разработки дополнительных мер, направленных на реализации требований данного нормативного правового акта;
  • вопросы определения конкретных структур и их финансирования и т.п.

Представляется справедливой точка зрения тех авторов, которые считают, что необходимость в приложениях, соотносящихся со второй и третьей группой, недостаточно обоснована. По своему смыслу данные положения более логично включать в основной текст нормативного правового акта.

Приложения как структурные единицы носят факультативный (необязательный) характер. В приложениях находят свое отражение таблицы, схемы, планы или карты местности, образцы бланков, образцы процессуальных документов и т.п.

Общие требования к логическому расположению структурных единиц текста закона (нормативного правового акта).

Требования к логическому расположению структурных единиц текста закона (нормативного правового акта) включают в себя следующее:

  • обязательная нумерация всех структурных едини (включая приложение);
  • наименование структурных единиц (название частей, разделов, глав, статей);
  • расположение структурных единиц по принципу «от общего к частному», «от главного к производному»;
  • изложение нормативных предписаний (правил) должно предшествовать соответствующим исключениям из этих правил;
  • изложение обязанностей должно предшествовать изложению санкций;
  • изложение норм материального права должно предшествовать нормам процессуальным (процедурным).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)