Структурные элементы финансовой политики

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. Следует отметить, что только при характеристике финансовой политики государства можно говорить о полноценном использовании в ходе ее разработки определенных научных концепций, существующих в рамках экономической теории.

На микроуровне исключительно организации крупного бизнеса, имеющие высококвалифицированных специалистов (финансовых аналитиков), учитывают при формировании собственной финансовой политики (как правило, в части ее инвестиционной составляющей, политики распределения прибыли и долговой политики) положения некоторых концепций неоклассической экономической теории и теории финансового менеджмента (например, теории структуры капитала, теории дивидендов, теории портфеля и пр.).

Организации, относящиеся к среднему и малому бизнесу и абсолютное большинство домохозяйств (за исключением тех, в которых индивиды имеют специальное экономическое образование), не используют научные разработки для определения направлений развития собственных финансов. Однако цели и задачи финансовой политики как организации, так и домохозяйства всегда определяются с учетом стадии их развития (жизненного цикла).

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику.

Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание уделяется составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, национального финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период на макроуровне базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства.

Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства. На уровне отдельных организаций данная составляющая финансовой политики основывается на общей стратегии развития организации, которая может отражаться в соответствующих документах, в том числе в бизнес-плане организации.

При этом учитываются не только внутренние факторы (вид и масштаб деятельности, организационно-правовая форма), определяющие особенности организации финансов данной организации, но и содержание финансовой политики государства, условия экономического развития и ведения финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в долгосрочной перспективе. Для домохозяйств определение направлений использования личных финансов на перспективу, как правило, связано с разработкой инвестиционной политики, а на текущий период — со всеми составляющими финансовой политики домохозяйства.

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку определенных путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Например, если задачей финансовой политики государства является снижение объема государственного долга, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга.

Применительно к организациям хозяйствования примером реализации данной составляющей финансовой политики является определение путей достижения определенного уровня финансовой устойчивости организации: это может быть комплекс мероприятий, направленных на повышение степени ликвидности баланса организации, на обеспечение роста величины рентабельности ее финансово-хозяйственной деятельности или на использование продуманной системы страховой защиты имущественных интересов организации в условиях существования определенных предпринимательских рисков.

Для финансовой политики домохозяйств также характерно наличие данной составляющей. Так, одной из целей финансовой политики любого экономически активного индивида, входящего в состав домохозяйства, является осуществление накоплений в течение периода активной трудовой деятельности с тем, чтобы сформировать финансовую основу для обеспечения необходимого уровня текущего потребления в пенсионном возрасте.

При выработке конкретных путей реализации данной цели индивид должен определить оптимальные для себя пути ее реализации: например, инвестирование свободных денежных средств в паи инвестиционных фондов, передача их в управление негосударственным пенсионным фондам, использование страховых методов (страхования жизни), самостоятельное формирование персонального инвестиционного портфеля из ценных бумаг определенных компаний и пр.

Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных мероприятий (по управлению государственным долгом, достижению определенного уровня финансовой устойчивости организации или осуществлению индивидуальных накоплений), его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)