Структура педагогического взаимодействия

Явление взаимодействия относится к широким общенаучным категориям и в этом качестве определяется как взаимообусловленный процесс, происходящий, по меньшей мере, между двумя системами в некотором определенном промежутке времени. Изменения состояния взаимодействующих систем могут носить как субъективный (внутренний), так и объективный  (внешний) характер.

Педагогическая деятельность всегда является совместной. Она совместна уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны преподаватель (учитель) и студент (учащийся). С этой точки зрения педагогическое взаимодействие можно определить как сущностную характеристику педагогического процесса, представляющую собой преднамеренный контакт, длительный или временный, педагогов и учащихся, следствием которого являются взаимные целенаправленные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогические взаимодействия необходимо разделять на учебные, воспитательные и дидактические.

Целью учебных взаимодействий является передача социального опыта. Именно это определяет характер, методы и в конечном счете эффективность совместных усилий субъектов процесса обучения: учителя и ученика.

Воспитательные взаимодействия нацелены не столько на процесс передачи социального
опыта, сколько на усвоение и творческое переосмысление этого опыта учащимися с целью
самоактуализации, саморазвития и оптимальной социальной адаптации. Эти взаимодействия
имеют менее регламентированный характер по сравнению с учебными взаимодействиями.

Дидактические взаимодействия ставят своей целью раскрытие:

  • закономерностей и принципов обучения;
  • связей элементов процесса обучения;
  • взаимообусловленности обучения и преподавания;
  • неразрывности воспитания и обучения;
  • необходимости и закономерности перерастания обучения в самообучение, образования – в самообразование, воспитания – в самовоспитание.

Взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения вовсе не предполагает равноценности их разнонаправленных отношений. Необходимо иметь в виду, что на учителя воздействует не сам ученик, а то, как он учится: в зависимости от его успеха или неуспеха в учении преподаватель выстраивает свою систему воздействий. Во всем многообразии педагогических отношений ученик выступает в качестве объекта педагогического воздействия.

Формируя познавательную и иную самостоятельность обучаемого, хороший педагог старается
сделать нити руководства мало ощутимыми. «Но это не значит, что они перестают существовать», – отмечает В.В. Краевский.

Существуют, по меньшей мере, три подхода к реализации взаимодействия между педагогом и воспитанником и соответственно к целям, которые каждый из них преследует в образовательном процессе. Либертарианизм воплощает крайнюю форму педоцентризма, т. е. такого отношения к ребенку, когда взрослый стремится выполнить любое его сиюминутное желание. Либеральный патернализм предполагает заботу об интересах ребенка не только в настоящем, но и в будущем и поэтому не отвергает предъявления таких требований к нему, которые сегодня могут вызвать у него неудовольствие. Для сторонников коммунитарианизма цель образования – включение ребенка в определенную социальную группу и формирование его мировоззрения в соответствии с национальной, классовой или религиозной принадлежностью.

К специфическим чертам педагогических взаимодействий можно отнести:

  • нацеленность на передачу знаний, опыта, создание условий для самоактуализации личности в социуме;
  • детерминированность социокультурной ситуацией;
  • асимметричность взаимодействий в процессе обучения, обусловленную ведущей ролью учителя;
  • равновесность позиций субъектов в воспитательном взаимодействии;
  • последовательность и относительную непрерывность процесса учебного и воспитательного взаимодействий;
  • постоянную коррекцию педагогических взаимодействий с учетом ответных реакций субъектов образовательного процесса.

Одной из проблем, возникающих при анализе педагогического взаимодействия, является обоснование соотношения понятий «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое общение». Определения этих понятий варьируются специалистами в широком диапазоне – от определений, рассматривающих взаимодействие как составную часть общения, до определений, раскрывающих общение через процесс взаимодействия. В последнем случае подчеркивается, что взаимодействие – более широкое понятие, чем общение. Возможна позиция, при которой взаимодействие и общение воспринимаются как синонимы.

Например, И.Ф. Демидова, утверждая, что «основной единицей, структурной клеточкой педагогической  деятельности является взаимодействие, общение учителя и учеников», определяет педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагога с учениками и учеников между собой».

Очевидно, что одним из критериев продуктивного педагогического общения, помимо создания благоприятного психологического климата, является целенаправленное
формирование межличностных отношений в учебной группе. При этом на определенных – высших – стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива.

И.Ф. Демидова предлагает выделять шесть этапов педагогического общения, таких как:

  • планирование особенностей общения при проектировании занятия;
  • оперативное включение обучаемых в общение с первых минут занятия;
  • управление вниманием обучаемых;
  • обеспечение обратной связи;
  • использование разнообразных форм поощрения и наказания;
  • подведение итогов.

Осуществляющееся в современной педагогике изменение взглядов на позицию учащегося в ходе педагогического взаимодействия позволило охарактеризовать его не только как объект, но и субъект деятельности, ввести такие категории, как обучаемый и обучающийся.

Обучаемый – это учащийся, являющийся исключительно объектом педагогических воз-
действий, характеризующийся исполнительностью и неспособностью самостоятельно
определять цели учебной деятельности, принимать решения, проводить самоанализ
деятельности и ее результатов, осуществлять рефлексию. Такой учащийся, как правило, действует по указаниям преподавателя, не имеет своего мнения и желания проявлять инициативу.

Обучающийся – это ученик (студент), занимающий в процессе педагогического
взаимодействия субъективную позицию. Он стремится проявлять самостоятельность в
суждениях, предположениях, выборе способов деятельности учения, ее контроля и оценки.
Обучающийся характерен для современного педагогического процесса, направленного на
развитие личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)