Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы

Современное образование в условиях его совершенствования сталкивается с проблемой, решение которой выходит на одну из наиболее востребованных позиций, — проблемой выявления, поддержки и организации работы
одарённых детей.

Английский язык занимает особое положение среди учебных предметов, так как является не только предметом, но и средством познания, поскольку в большей степени способствует реализации межпредметных связей.

Одарённостью обладают дети с выдающимися способностями, демонстрирующие высокие результаты или имеющие внутренние предпосылки для их достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной.

В зарубежной педагогике определили мифы, связанные с одарёнными детьми. Первый из них раскрывает ошибочное восприятие одарённости ребёнка во всех сферах деятельности, его обязательной успешности в каждой из учебных и внешкольных областей. Второй миф свидетельствует о возможности одарённого ребёнка обходиться без помощи и поддержки учителя и наставника, потому что такой ребёнок может и должен якобы обучаться самостоятельно.

В условиях нашего образования мы часто сталкиваемся с подобными педагогическими ляпами в организации работы с детьми, отличающимися одарённостью, что приводит к перегруженности ребёнка, эмоциональным срывам, усложнению социализации.

Психолог и педагог Е. П. Ильин сожалеет, что «во многих школах упор делается на приобретении знаний, а не на их оригинальном использовании, из-за чего мышление детей делается более косным или ограниченным банальными связями, приводящими к правильным ответам. Когда талантливым ученикам недостает проблем, они иногда утрачивают стремление выделяться».

Естественно, как и все дети, одарённый ребёнок имеет свои сильные и слабые стороны. Даже если он успешен в нескольких сферах деятельности, не следует оставлять его без поддержки и помощи учителя, важна роль дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода для раскрытия и реализации личностного потенциала.

В условиях обычного обучения одарённому ребёнку становится скучно, кропотливые ежедневные занятия вызывают быстрое угасание интереса. Английский язык принадлежит к предметам, требующим постоянной, кропотливой работы.

Если не предлагать одарённому ребёнку задания повышенной сложности, проблемные и креативные, то такой ребёнок может быть потерян как ученик. Следовательно, учителю необходимо индивидуализировать подход к таким детям, чтобы мотивация учения строилась на творческом стремлении к новым открытиям.

Поэтому важным становится разработать программы, отличные от традиционных, которые могут помочь раскрытию потенциала ребёнка. Одарённые дети легко усваивают новый материал, активны, отличаются креативным подходом, стремлением к самостоятельному исследованию.

Среди стратегий обучения одарённых детей учёные выделяют следующие формы:

  1. Ускорение.
  2. Обогащение и углубление.
  3. Проблематизация.

Ускорение считается лучшей стратегией при обучении иностранным языкам. Оно связано с изменением скорости обучения, но не его содержанием. Одарённые дети быстро схватывают материал, запоминают, применяют на практике. Таким образом усвоение учебной программы проходит быстрее.

Среди организационных форм ускорения выделяют раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, профильные классы, радикальное ускорение и т. д. Однако оптимально сочетать стратегии ускорения и обогащения. Последняя «включает в себя два направления: расширение кругозора и углубление самопознания».

Обогащение обучения английскому языку достигается путём применения известных методов:

  1. Исследовательского.
  2. Частично-поискового.
  3. Проблемного.
  4. Проектного.

Необходимо помнить, что одарённый ребёнок — часто индивидуалист, который предпочитает трудиться в одиночку, но для успешной социализации важно применение индивидуальных, парных, групповых форм работы.

Креативность может воспитываться в «классах, где одаренные дети общаются со сверстниками той же направленности ума, выбирают темы для расширенных проектов, идут на интеллектуальный риск и обдумывают идеи не спеша, не подгоняемые необходимостью поскорее перейти к новому заданию».

Педагоги из Словакии, отмечая важность создания системы работы и шаблонов действия, понятных одарённому ребёнку, раскрывают положительное значение методики FIRST, в буквах названия которой скрыты принципы преподавания:

  • F — Fun (Учи, чтобы было весело и интересно) I–Individualism (Учитывай индивидуальные возможности).
  • R — Rules (Следуй установленным правилам поведения).
  • S — Simplicity (Все инструкции должны быть простыми и понятными для решения).
  • T — Time management (Работай во временном режиме).

Первый принцип характеризует не только содержание образования, но и Фому организации общения учителя и ученика. Обязательными становятся положительные отзывы о работе школьника (например, «Great!», «Good for you!»), школьные поощрения (например, стать помощником учителя во время урока, получить похвальную запись в дневник).

Важность работы по индивидуальному плану подчёркивает второй принцип. Примером реализации третьего принципа в кабинете английского языка может служить «светофор общения», раскрывающий правила, регулирующие громкость общения на уроке.

Четвёртый принцип требует внимательного прочтения инструкций к заданиям и не потерпит невнимательности, которой иногда подвержены ребята с исключительными способностями.

Последний из принципов методики позволяет помочь одарённому ребёнку работать во времени и вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой. В условиях реализации ФГОС дети сами ставят цели и задачи деятельности. Наглядное их изображение активизирует и дисциплинирует креативных учащихся.

Описанная методика успешно применяется и в условиях нашей школы. Американские педагоги предложили метод для работы одарённого ребёнка не вне основного класса, а в сотрудничестве с ним. Этот стратегический метод назвали методом именных карт (The Name Card Method). Суть его в использовании учителем карточек с именами всех обучающихся класса при организации опроса и построении работы в парах.

Учитель предупреждает об игнорировании им поднятия руки, вздохов и других привлекающих внимание педагога элементов поведения желающего ответить. Именные карточки позволяют учителю распределить партнеров в пары для выполнения задания, дискуссии в течение определённого периода, по истечении которого партнёры меняются.

Одарённый ребёнок поставлен в условия необходимости взаимодействия с партнёром, обсуждения, поиска решения проблемы. За определённый период времени пара должна прийти к общему решению, а случайный выбор именной карты даёт возможность высказаться, в то время как другие пары только слушают.

Учитель обязательно заинтересованно слушает, при возникновении десятисекундной паузы направляет, добиваясь ответа именно этого ученика, но не перебивает и не просит помощи класса. Педагог положительно реагирует на выступление, благодарит за ответ (Thank you. Ok. и т. д.).

Именные карты дают возможность высказаться ещё нескольким парам, и только потом желающим дополнить (не повторить сказанное раньше!) учащимся. Этот метод важен для преодоления застенчивости, которой часто подвержены одарённые дети.

Стратегия проблематизации – самостоятельный поиск решения проблемы – необходима для организации работы с одарёнными детьми. Утоление информационного голода посредством самостоятельного изучения материала создаёт основу глубоких знаний одарённого ребёнка.

Реализуя в совокупности стратегии обучения одарённых детей английскому языку, учитель применяет коммуникативный и проектный методы (предпочтительнее, так как создают условия для самореализации креативных способностей), методы интенсивного, деятельностного и дистанционного обучения.

На уроках английского языка для одарённых детей целесообразно использовать творческие задания, среди которых следует отметить ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность, дискуссии, чтение художественной литературы, реферирование текста, написание сочинений, работу с видеоматериалами, составление чайнворда, кроссворда, ребуса, работу с аутентичными текстами песен.

Одним из эффективных методов активизации способностей одарённого ребёнка считаем Mind mapping (Составление ментальной карты), который позволяет активизировать работу мышления и понять сложную структуру взаимоотношений, понятий. Ментальные карты помогают визуализировать, связать, структурировать, классифицировать понятия и их взаимоотношения.

Ментальные карты дают возможность использования не только слов, но и символов, рисунков и т. д. — тех средств, которые приведут к оптимальному пониманию и запоминанию информации. Британский психолог Тони Бьюзен формулирует 7 шагов создания ментальной карты (7 steps to making a mind map):

  1. «CENTRE — Начните в центре чистой страницы, т. к. центр даёт свободу мышлению двигаться в разных направлениях для естественного и свободного самовыражения.
  2. IMAGE or PICTURE — Используйте наглядный образ или рисунок для центральной идеи, т. к. образ стоит тысячи слов и поможет работать вашему воображению. Центральный образ интереснее, помогает сосредоточиться и дарит Мозгу наслаждение!
  3. COLOURS — Пользуйтесь разными цветами, т. к. цвета также приятны мозгу, как и образы.
  4. CONNECT — Соедините ваши главные ветви с центральным образом, продолжите соединять ветви второго и третьего уровня, т. к. ваш мозг работает ассоциативно.
  5. CURVED — ветви делайте кривыми, т. к. прямые линии всегда скучны.
  6. ONE KEY WORD PER LINE — Используйте только одно ключевое слово в строке, т. к. единичные слова придают интеллект-карте больше мощи и универсальности.
  7. IMAGES — Наглядные образы используйте везде, т. к. они также стоят тысячи слов.

Интеллектуальному развитию одарённых детей, систематическому расширению их кругозора способствует учёт специфики английского языка как средства интеграции с другими учебными предметами: русским языком и литературой, биологией и экологией, географией и историей, физикой, химией, математикой и др.

В связи с этим уместно использование учебного материала на английском языке из других областей знаний, в том числе из зарубежных источников. Не стоит недооценивать интегрированные курсы или циклы интегрированных уроков, позволяющих реализовать коммуникативные и социокультурные возможности.

Одним из средств развития способностей к иностранным языкам является участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других формах внеурочной деятельности. В настоящий момент одарённые дети могут участвовать в очных, заочных, дистанционных мероприятиях: Всероссийская олимпиада школьников, международный конкурс-игра «Лев» (Центр «Снейл»), международная олимпиада SkyEng, всероссийский SmartTest, конкурсы ведущих издательств «Макмиллан», «Релод» и т. д.

Виды заданий разнообразны и интересны, поддерживают положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка у одарённых детей, тем самым позволяют раскрыть их лингвистические таланты.

Своеобразной формой оценивания талантов становится портфолио, в котором собрана информация о исходных характеристиках детей, их развитии и достижениях. Дети под руководством учителя активно участвуют в формировании своего портфолио, анализируют свои показатели в развитии основных языковых компетенций, учатся принимать решения. Информация, которая находится под пристальным вниманием одарённого ребёнка, учителя, родителя, «должна помочь самопониманию учащихся».

Одарённый ребёнок в классе — это ценный дар и огромная ответственность, он потребует от учителя мобилизации всех его педагогических и человеческих качеств, чёткой организации работы и креативного подхода к ситуации.

Одарённый ребёнок ждёт особого педагогического подхода, постоянного активного поиска, только в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуалист, сможет успешно раскрыть свой потенциал к изучению иностранных языков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)