Воспитание гражданственности и патриотизма как стратегия успешной социализации учащихся
О возрождении патриотизма, духовных ценностях граждан РФ часто употребляют в своих докладах представители власти. В Краснодаре на встрече с представителями общественности Владимир Владимирович Путин заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм.
Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности».
Основной целью данной программы является совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания в классе, обеспечивающей формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, поступками.
Для достижения указанной цели решаются такие задачи, как:
- Способствовать познавательной и творческой активности, проявлению качеств истинного патриота — гуманность, порядочность, мужество, доброта, человечность, сострадание, потребность активного участия в созидательном процессе.
- Воспитание российской гражданской идентичности, развитие навыков межличностного и коллективного взаимодействия.
Популяризация среди школьников знаний о Великой Отечественной войне, вклада Урала в Победу с использованием семейных архивов, исторических памятников, экскурсий в музей и привлечением к участию участников боевых действий, ветеранов.
Реализация программы «Родина в сердце» осуществляется в учебной и внеурочной деятельности. Включение всех детей класса в различные виды деятельности является залогом успешной социализации учащихся.
Все темы воспитательных мероприятий объединены и составляют в программе тематические блоки:
1 четверть — «Мой класс — моя школа»
Классный коллектив обсуждает вопросы самоуправления, коллективнотворческие дела на полугодие, год. Мероприятия направлены на воспитание уважения, любви к школе, к классу, к коллективу, к семье. Самые яркие мероприятия: познавательно-интеллектуальная игра: «Знатоки права», экологическая акция: «Сбережем лес!», классный час: «Дом, в котором ты живешь», классный праздник: «От улыбки станет всем теплей».
Коллективный социально-творческий проект: «Разбивка цветника» на пришкольной территории помог детям ощутить радость от полученного результата, проявить свою гражданскую позицию к социально-полезному действию.
2 четверть — «Мой город»
Учащимся дается представление об обустройстве города Екатеринбурга, который славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися людьми. Задача эта решается через познание истории города, проявления интереса к событиям, участие в памятных мероприятиях.
Совершаются познавательные поездки в музеи города, посещаются памятные места, проводятся классные часы: «Жизнь замечательных людей» для знакомства учащихся с известными земляками-уральцами. Учащиеся моего класса стали участниками и победителями городского конкурса рисунков: «Этот город — самый лучший город на Земле» (2016 г.)
3 четверть — «Героические страницы в истории»
Задача этого тематического блока состоит в том, чтобы рассказать о трудовой деятельности и героическом вкладе уральцев в войне на конкретных примерах людей с использованием музейного фонда; посещением музеев города: «Крылатая гвардия», «Шурави»; просмотров выставочных экспонатов, исторических реликвий в школьном музее 70 Армии.
Значимым событием в жизнедеятельности классного коллектива стал социальный проект-реклама: «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», где каждый ребенок создал видеоролик с устным рассказом о своем родственнике, находившимся на фронте в годы Великой Отечественной войны.
4 четверть — «Герой нашего времени» — знакомство с выдающимися людьми (в очной и заочной форме), которые принесли значительную пользу государству: своим трудом, примером, поступком.
Например, проведение информационно-познавательных классных часов о Ломоносове Михаиле Васильевиче, Юрии Алексеевиче Гагарине. Являясь классным руководителем, главной целью своей воспитательной работы определила: помочь ученикам организовать реально действующее самоуправление и научить их в нем работать.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даю первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомлю с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
Приоритетное место отводится формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.
Деятельность классного руководителя и детей по созданию самоуправления предполагает несколько этапов:
- Создание организационной структуры ученического самоуправления. Дети объединились по интересам в «Пятерочки». В каждой пятерочке был санитар, художник, всеобуч, библиотекарь, командир — ответственный за всю группу, регулирующий ее работу. Дети могли меняться поручениями. Каждая пятерочка решает: какое коллективное творческое дело будет выполнять. Если членов группы недостаточно, привлекаются учащиеся из других пятерочек.
- Организация рейтинговой системы достижений учащихся в классе. Эта система необходима для того, чтобы все члены пятерочки активно принимали участие в жизнедеятельности классного коллектива, а не одни и те же. Все результаты фиксируются на специальном стенде.
- Организация деятельности родителей.
- Мониторинг с последующей коррекцией. Диагностика результатов проводится в разных формах:
- анкетирование, беседа, наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты коллективно-творческих дел,
- результаты взаимоотношений между членами пятерочки.
В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности:
- оценки поступков,
- обозначение своей жизненной позиции,
- культурного выбора,
- мотивов,
- личностных целей.
5. Подведение итогов и их анализ.
Так, А. В. Мудрик подчеркивает необходимость развития рефлексии учащихся, обучения их целеполаганию, так как неумение, нежелание делать выбор, отказ от выбора приводит к тому, что человек «становится плывущим по жизни, а плывет он скорей всего к наркомании, преступности, криминальному поведению самого различного характера».
На сегодняшний день важным гражданским качеством, с точки зрения многих ученых, становится способность к самоопределению, благодаря которому возможно разумное существование человека в условиях свободы выбора и ответственности.
В конце учебного года были награждены лучшие пятерочки, самые активные члены групп. Несколько достойных кандидатур были выдвинуты на награждение на Майской ассамблее в номинациях: «Вдохновение и талант», «Творчество и успех», «Твори добро».
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельности. Использую следующие формы работы: уроки Мужества, классные часы, экскурсии в музеи, интерактивные занятия, благотворительные акции «Солдаты Отчизны», «Подарок ветерану», часы общения «День пожилого человека», «День Матери», внеклассные мероприятия «Во славу Отечества!», «Любить Урал — жить на Урале», интеллектуально-познавательные конкурсы.
Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.
За время работы ученического самоуправления были разработаны и написаны исследовательские работы по теме «История моей семьи в истории моей страны», «Любимые места родного города», «Жизнь замечательных людей».
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Практическое осуществление принципов преемственности и непрерывности обучения воспитания, создание комфортных условий для эффективной совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей положены в основу успешного прохождения социализации ребенка, формировании активной гражданской позиции учащихся.
- Формирование у современных детей этнической идентичности
- Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики
- Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля
- Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы
- Особенности конфликтов педагогических
- Семейная познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста «Мы здоровью скажем «Да!»
- Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ
- Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей
- Примерный план работы родительского клуба
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу