Особенности конфликтов педагогических

Взаимное непонимание субъектов педагогического процесса является неотъемлемой частью педагогического общения, в котором конфликты проявляются в качестве закономерностей педагогического взаимодействия субъектов. Когда учитель работает с классным коллективом, он находится в постоянном эмоциональном напряжении, потому что должен контролировать не только своё поведение, но и поведение учащихся.

Параллельно с этим очень часто проблемы педагога не понимаются администрацией школы, да и отношения с родителями бывают «натянутые». Проблема педагогического конфликта настолько актуальна, насколько остро существует необходимость снятия конфликтности педагогического общения.

Отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между участниками педагогического процесса: учениками, родителями, учителями — в своих исследованиях наблюдала Т. В. Врачинская. Самыми типичными являются противоречия между учителями и учениками в процессе общения, что обусловлено характером их взаимоотношений.

Конфликтность общества провоцирует возникновение противоречий и в сущностных, и в динамических признаках педагогического общения. К таким противоречия Н. В. Гришина относит:

  • внутриличностные столкновения стремлений сохранить себя в неизмененном виде и параллельно с этим расширить границы своего влияния;
  • разнохарактерная связь субъектов педагогического общения;
  • различия уровней образования и общей культуры между учителями и родителями.

Для того, чтобы осмыслить проблемы педагогического общения необходимо разобраться с определением понятия «конфликт».

В отечественной науке конфликту дают разные определения:

  • А. В. Петровский, Н. Г. Ярошевский понимают конфликт как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
  • А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов дают следующее определение конфликта: «наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия».
  • Э. А. Уткин трактует понятие конфликта как «столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций».

Конфликт в педагогическом общении можно определить, как необходимый способ разрешения противоречий педагогического взаимодействия, который обусловлен следующими характеристиками: различный статус субъектов педагогического общения, жизненный опыт, различие индивидуальных особенностей субъектов.

С. В. Баныкина в своих трудах дает следующее определение педагогического конфликта – возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно – воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающая конструктивный перевод

Столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Основной особенностью педагогического конфликта как разновидность конфликтов вообще, прежде всего, является сферой его протекания, особенность субъектов и эмоциональный фон протекания.

Поэтому педагогический конфликт является формой выражения усугубившихся субъект — субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способа его предупреждения и преодоления.

В качестве структурных характеристик педагогического конфликта выделяются следующие составляющие:

  • субъекты / участники/ стороны конфликта — ученик / класс, педагог (педагогический коллектив), родители (семья), администрация школы;
  • причины возникновения и условия протекания конфликта;
  • предмета и объект конфликта;
  • действия участников;
  • исход (результат) конфликта.

М. М. Рыбакова выделяет особенности педагогических конфликтов, по сути отличающих их от каких – либо других видов конфликтов: семейных, этнических, государственных и т. д.

Самая важная отличительная черта – это воспитательный смысл педагогического конфликта, т. к. он происходит в присутствии других учеников и делает их из свидетелей – участниками. Также школа, являясь моделью общества, отвечает за усвоение учениками норм отношений между людьми; поэтому, участвуя в школьных конфликтах, он учится вести себя в конфликтах и разрешать их в жизни.

Другая характеристика – участники конфликтов заведомо имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте. Отсюда вытекает и следующая возможность – различное понимание конфликта и его причин. В педагогическом конфликте ответственность за конструктивное его разрешение всегда возлагается на учителя, как на профессионала.

При определении педагогического конфликта важно обратить внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов, эмоциональный фон протекания.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)