Стили речи и научный стиль речи в системе подготовки будущих дефектологов

Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Выделяют художественный, публицистический, официально-деловой, научный и разговорный стили речи.

В системе подготовки будущих дефектологов ведущим является научный стиль речи.

Научный стиль речи – разновидность литературного языка, областью применения которой является наука. Обучаясь в вузе, студенты развивают и совершенствуют навыки научного анализа, сформированные в средней школе, под руководством научных руководителей учатся составлять рецензии и аннотации, писать научные статьи, работать над рефератами, курсовыми и дипломными проектами.

При использовании научного стиля речи следует помнить, что главные коммуникативные качества научного стиля речи, определяющие его стилистические особенности – это объективность и точность.

Для достижения объективности научного текста необходимо абстрагироваться от эмоций и чувств и оперировать лишь научными фактами, выкладками с обязательной ссылкой на использованные источники, ту или иную научную традицию, исследования предшественников.

Принцип преемственности является обязательным при создании научных текстов, в противном случае, текст может рассматриваться как поверхностный либо как плагиат (присвоение чужого интеллектуального труда).

В целях достижения объективности следует использовать определённые языковые средства:

  • употреблять нейтральный порядок слов,
  • использовать соответствующую терминологию,
  • избегать использования эмоционально-окрашенной лексики, междометий, частиц, восклицательных интонаций, а добиваться выразительности используя усилительные и ограничительные частицы, указательные слова (лишь, только); прилагательные в превосходной степени (труднейшая задача, простейшее решение); проблемные вопросы и вопросно-ответные комплексы.

В научном стиле не принято повествование от первого лица (т.н. «личная» манера повествования), в последнее время минимизируется и использование третьего лица. Предпочтительно использование неопределённых глаголов прошедшего времени (было выявлено, замечено, изучено).

Вторым обязательным условием научного стиля является его точность. Точность достигается логикой изложения, использованием специальной терминологии, тщательным подбором и употреблением слов.

Научный стиль речи активно развивается, возникают новые языковые единицы для обозначения новых научных понятий.

Каждая наука владеет своим категориальным терминологическим аппаратом. В дефектологии широко используются слова с приставками а- (алалия, алексия, афазия, адаптация), дис- (дисграфия, дисгармоническое развитие, дислалия, дисфория), диз- (дизонтогенез, дизартрия), сверх-(сверхкомпенсация), де- (депривация, декомпенсация), а также суффиксы -ость (дебильность, имбецильность, лабильность), -изм- (аграмматизм, инфантилизм, каппацизм, ротацизм), -ци- (компенсация, адаптация, реабилитация).

Термины складываются в терминологические системы. Все, используемые в научном тексте термины и понятия, должны быть согласованы друг с другом, вписываться в общую научную картину.

Из частей речи наиболее используемыми являются существительные, часто с абстрактным значением (развитие, направление, компенсация, возникновение, определение), краткие прилагательные (характерен, аналогичен, вызван, обусловлен), глаголы (обозначить, составить изучить, рассмотреть, найти, выбрать).

К другим стилевым особенностям языка науки относятся такие качества речи:

  • обобщённость – собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность;
  • отвлечённость – абстрактность, теоретичность, умозрительность;
  • подчёркнутая логичность – выражается на синтаксическом уровне и композиционном уровнях текста;
  • не категоричность – достигается специальным способом «смягчения» негативных оценок и снижения категоричности высказывания.

Научный стиль речи имеет свою жанрово-стилевую дифференциацию:

  • собственно-научный (монография, статья, доклад, тезисы);
  • научно-информативный (аннотация, реферат, патентное описание);
  • научно-справочный (словарь, справочник, каталог);
  • учебно-научный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция);
  • научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья и др);
  • научно-деловой (отчет о проведении НИР, автореферат диссертации);
  • научно-оценочный (отзыв);
  • научно-информативный подстиль (аннотация, рецензия).

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

  1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели – «введение».
  2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – «основная часть».
  3. Решение исследовательской задачи, получение ответа – «заключение».

Выпускные научные работы (бакалаврские, магистерские) предполагают в обязательном порядке деление на главы, параграфы, наличие титульного листа с указанием реквизитов и жанра работы (квалификационная, магистерская), года выполнения.

Научный стиль характерен тем, что сам способ изложения становится способом доказательства. Можно без труда подобрать языковые средства, при которых материал будет изложен с соблюдением внутренней логики. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п.

Автор методично поясняет, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т.д. Необходимым атрибутом композиции являются повторы.

Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы.

В курсовых, дипломных работах смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором большая часть (например, глава – выводами по главе), а вся работа – смысловым повтором в объёме одной-двух страниц (заключением).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)