Стили речи и научный стиль речи в системе подготовки будущих дефектологов
Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.
В системе подготовки будущих дефектологов ведущим является научный стиль речи.
При использовании научного стиля речи следует помнить, что главные коммуникативные качества научного стиля речи, определяющие его стилистические особенности – это объективность и точность.
Принцип преемственности является обязательным при создании научных текстов, в противном случае, текст может рассматриваться как поверхностный либо как плагиат (присвоение чужого интеллектуального труда).
В целях достижения объективности следует использовать определённые языковые средства:
- употреблять нейтральный порядок слов,
- использовать соответствующую терминологию,
- избегать использования эмоционально-окрашенной лексики, междометий, частиц, восклицательных интонаций, а добиваться выразительности используя усилительные и ограничительные частицы, указательные слова (лишь, только); прилагательные в превосходной степени (труднейшая задача, простейшее решение); проблемные вопросы и вопросно-ответные комплексы.
В научном стиле не принято повествование от первого лица (т.н. «личная» манера повествования), в последнее время минимизируется и использование третьего лица. Предпочтительно использование неопределённых глаголов прошедшего времени (было выявлено, замечено, изучено).
Научный стиль речи активно развивается, возникают новые языковые единицы для обозначения новых научных понятий.
Каждая наука владеет своим категориальным терминологическим аппаратом. В дефектологии широко используются слова с приставками а- (алалия, алексия, афазия, адаптация), дис- (дисграфия, дисгармоническое развитие, дислалия, дисфория), диз- (дизонтогенез, дизартрия), сверх-(сверхкомпенсация), де- (депривация, декомпенсация), а также суффиксы -ость (дебильность, имбецильность, лабильность), -изм- (аграмматизм, инфантилизм, каппацизм, ротацизм), -ци- (компенсация, адаптация, реабилитация).
Из частей речи наиболее используемыми являются существительные, часто с абстрактным значением (развитие, направление, компенсация, возникновение, определение), краткие прилагательные (характерен, аналогичен, вызван, обусловлен), глаголы (обозначить, составить изучить, рассмотреть, найти, выбрать).
К другим стилевым особенностям языка науки относятся такие качества речи:
- обобщённость – собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность;
- отвлечённость – абстрактность, теоретичность, умозрительность;
- подчёркнутая логичность – выражается на синтаксическом уровне и композиционном уровнях текста;
- не категоричность – достигается специальным способом «смягчения» негативных оценок и снижения категоричности высказывания.
Научный стиль речи имеет свою жанрово-стилевую дифференциацию:
- собственно-научный (монография, статья, доклад, тезисы);
- научно-информативный (аннотация, реферат, патентное описание);
- научно-справочный (словарь, справочник, каталог);
- учебно-научный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция);
- научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья и др);
- научно-деловой (отчет о проведении НИР, автореферат диссертации);
- научно-оценочный (отзыв);
- научно-информативный подстиль (аннотация, рецензия).
Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:
- Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели – «введение».
- Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – «основная часть».
- Решение исследовательской задачи, получение ответа – «заключение».
Выпускные научные работы (бакалаврские, магистерские) предполагают в обязательном порядке деление на главы, параграфы, наличие титульного листа с указанием реквизитов и жанра работы (квалификационная, магистерская), года выполнения.
Автор методично поясняет, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т.д. Необходимым атрибутом композиции являются повторы.
В курсовых, дипломных работах смысловыми повторами небольшого объёма (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором большая часть (например, глава – выводами по главе), а вся работа – смысловым повтором в объёме одной-двух страниц (заключением).
- Публичная речь в работе дефектолога
- Особенности речевого этикета
- Использование официально-делового стиля речи в практике дефектолога
- Характеристика синтаксических норм
- Распространённые грамматические ошибки по употреблению разных частей речи
- Морфологические нормы русского языка
- Нормы словоупотребления
- Акцентологические и орфоэпические нормы
- Характеристика литературного языка
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу