Публичная речь в работе дефектолога

Публичная речь – выступление оратора перед публикой, аудиторией. В работе педагога-дефектолога публичные выступления занимают важное место.

Это и выступления на родительских собраниях, методических семинарах, педагогических советах и консилиумах, и выступления на научно-практических конференциях, где специалисты делятся опытом и повышают профессиональное мастерство.

В связи с этим важной профессиональной компетентностью становится умение подготовить и произнести публичную речь с учётом цели, темы, регламента, специфики состава аудитории (численность слушателей, социальный состав, культурный и образовательный уровень, возраст).

В каждом случае первым и обязательным условием является тщательная подготовка к выступлению:

  • сбор материала по теме, обязательное его осмысление и анализ;
  • структурирование собранного материала, выделение исходного тезиса, который должен подтверждаться достаточным количеством необходимых фактов, цифр, цитат и др.;
  • составление плана с учётом классической композиции (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи);
  • подготовка самого текста выступления;
  • освоение текста;
  • пробы произнесения текста.

В результате тема должна быть раскрыта, выбранные аспекты достаточно освящены, вывод понятен слушателям. Для достижения данной цели педагог-дефектолог должен установить контакт со слушателями (доброжелательность, оригинальный зачин, вопросы, обращённые к аудитории, шутка, пауза, контакт глаз); подготовленный текст изложить лаконично, ясно, образно; обязательно владеть техникой речи (поставленный голос, чёткое произношение, хорошая дикция, правильное владение специальной терминологией); быть готовым к ответам на вопросы по теме выступления.

Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями:

«Господа, коллеги, друзья, гости», «Позвольте начать выступление, закончить выступление. обратить ваше внимание».

В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания.

Во время выступления необходимо отслеживать уровень вовлечённости слушателей.

В случае появления шума снижения внимания в аудитории можно использовать специальные приёмы:

  • пример из собственного педагогического опыта;
  • рассказ о событиях, касающихся и слушателей;
  • неожиданное замечание;
  • интрига;
  • пауза;
  • резкое понижение или повышение громкости голоса.

Заключительная часть должна быть особенно хорошо продумана, так как в ней должны прозвучать выводы. Конец речи всегда логически связан с началом и нацелен на обобщение мыслей, высказанных в основной части выступления.

Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие – анализ и синтез.

Анализ (греч. Analysis – разложение, расчленение, разбор) позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность.

Синтез– это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.

Другой логический метод, противоположный приведенному выше, – дедукция. Это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу.

Для разъяснения того или иного положения оратор может использовать и весьма распространенный прием изложения – аналогию (от греч. Analogia – сходный, соответственный) – умозаключение о принадлежности предмету, явлению тех или иных признаков на основании сходства в существенных признаках этих предметов, явлений с другими.

Так, рассказывая о трагическом случае, известном слушателям в заводском клубе, оратор вспомнит и ряд других подобных эпизодов, что позволит ему сделать умозаключение по аналогии: криминальные убийства в наше время не редкость, поэтому расследование таких преступлений особенно важно.

Аргументация в ораторской речи. Оратор должен постараться убедить аудиторию в справедливости выдвинутых им утверждений, приводя неоспоримые доводы, аргументируя свои заявления. Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения – убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.

Аргументы бывают разные, в риторике рассматриваются следующие их виды:

  1. Аргументы к существу дела. Такими аргументами являются факты, полученные в результате наблюдения, а также документы, статистический и цифровой материал и т.д.
  2. Аргументы к человеку, они призваны воздействовать на слушателей эмоционально и в ораторской практике используются не реже аргументов к существу дела.

Аргументы к человеку разнообразны, назовем лишь некоторые из них:

  • аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);
  • аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и так противостоять оппонентам, что бывает часто на митингах, в суде);
  • аргумент к личности (подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);
  • аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);
  • аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости, сострадания и этим склонить их на свою сторону).

Как видим, аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не будем рекомендовать современным ораторам пользоваться ими. Единственное исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что не все высказывания авторитетных людей можно безусловно признать истинными. Апеллируя к ним, оратор должен быть очень осторожен.

В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц), мы говорим о монологе (речи одного) и диалоге (греч. Dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами). Известен еще термин полилог (греч. Poly – много), который используют, если хотят подчеркнуть, что в разговоре принимают участие множество лиц.

В риторике монолог определяется как особая форма устной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые средства подчинены выражению главной мысли, достижению основной цели оратора.

Монолог характеризуется однонаправленностьютак как выступающий обращается к аудитории, говорит для нее. Все публичные выступления по своей природе монологичны.

К ним принадлежат:

  • академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция);
  • судебная речь (прокурорская, адвокатская);
  • речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах, саммитах, конференциях, собраниях; парламентские, митинговые и дипломатические речи, политическое обозрение и политический комментарий);
  • речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная);
  • речь духовная (официальная, церковная, проповедь.

Содержание и жанровые особенности всех этих видов публичных выступлений определяют их своеобразие: научный доклад не похож на юбилейное приветствие И все же монологический характер разных видов ораторских выступлений позволяет говорить о них, как об одном типе речевой деятельности.

Все виды публичных выступлений отличает специфика ораторского монолога. Выступающий не только обращается к слушателям, он словно беседует с ними. А они могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию публики и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, но это не мешает двустороннему общению.

Все это дает основание назвать ораторский монолог особым, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию. В этом смысле говорят о диалогичности ораторских речей.

В применении к ораторской речи говорят лишь о «скрытой форме диалога», точнее различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность, лексика и фразеология выступления, наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Но искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.

Интересно
Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам.

Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником.

Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.

Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Заметив это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-­‐нибудь в зале.

Однако подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием и любовью слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей –эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-­‐нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале… Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать.

Итак, подведём итоги по подготовке и проведению публичного выступления:

  1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать.
  2. Не начинайте речь сразу, посмотрите 15-­20 секунд на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».
  3. Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.
  4. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.
  5. Говорите выразительно.
  6. Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.
  7. Возбуждайте внимание слушателей.
  8. Держите паузу.
  9. Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна.
  10. Меняйте темп речи и тон голоса. Это позволяет сделать акцент на отдельные слова, повышает уровень восприимчивости.
  11. Избегайте менторского тона.
  12. Имейте в своём арсенале шутки, уместные анекдоты по теме.
  13. Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец – запоминающимся. При необходимости резюмируйте.
  14. Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.

Публичное выступление может быть признано неудачным, если:

  • нарушена логическая последовательность в изложении материала;
  • оратор не уложился в отведенное время и заключительная часть оказалась «смятой»;
  • текст выступления перегружен информацией (особенно не относящейся напрямую к теме выступления);
  • отсутствует доказательность, что приводит к недоверию со стороны слушателей;
  • количество затронутых вопросов слишком велико;
  • оратор потерял инициативу и утратил интерес слушателей.

Следует отдельно акцентировать внимание на внешнем виде педагога, выступающего с речью. Он должен выглядеть опрятно, в меру строго. Костюм, обувь, причёска, украшения и макияж у женщин должны подчёркивать, прежде всего, профессионализм и настраивать на деловой лад.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)