Публичная речь в работе дефектолога
Публичная речь – выступление оратора перед публикой, аудиторией. В работе педагога-дефектолога публичные выступления занимают важное место.
В связи с этим важной профессиональной компетентностью становится умение подготовить и произнести публичную речь с учётом цели, темы, регламента, специфики состава аудитории (численность слушателей, социальный состав, культурный и образовательный уровень, возраст).
В каждом случае первым и обязательным условием является тщательная подготовка к выступлению:
- сбор материала по теме, обязательное его осмысление и анализ;
- структурирование собранного материала, выделение исходного тезиса, который должен подтверждаться достаточным количеством необходимых фактов, цифр, цитат и др.;
- составление плана с учётом классической композиции (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи);
- подготовка самого текста выступления;
- освоение текста;
- пробы произнесения текста.
В результате тема должна быть раскрыта, выбранные аспекты достаточно освящены, вывод понятен слушателям. Для достижения данной цели педагог-дефектолог должен установить контакт со слушателями (доброжелательность, оригинальный зачин, вопросы, обращённые к аудитории, шутка, пауза, контакт глаз); подготовленный текст изложить лаконично, ясно, образно; обязательно владеть техникой речи (поставленный голос, чёткое произношение, хорошая дикция, правильное владение специальной терминологией); быть готовым к ответам на вопросы по теме выступления.
Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями:
В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания.
Во время выступления необходимо отслеживать уровень вовлечённости слушателей.
В случае появления шума снижения внимания в аудитории можно использовать специальные приёмы:
- пример из собственного педагогического опыта;
- рассказ о событиях, касающихся и слушателей;
- неожиданное замечание;
- интрига;
- пауза;
- резкое понижение или повышение громкости голоса.
Заключительная часть должна быть особенно хорошо продумана, так как в ней должны прозвучать выводы. Конец речи всегда логически связан с началом и нацелен на обобщение мыслей, высказанных в основной части выступления.
Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие – анализ и синтез.
Синтез– это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.
Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу.
Так, рассказывая о трагическом случае, известном слушателям в заводском клубе, оратор вспомнит и ряд других подобных эпизодов, что позволит ему сделать умозаключение по аналогии: криминальные убийства в наше время не редкость, поэтому расследование таких преступлений особенно важно.
Аргументация в ораторской речи. Оратор должен постараться убедить аудиторию в справедливости выдвинутых им утверждений, приводя неоспоримые доводы, аргументируя свои заявления. Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения – убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.
Аргументы бывают разные, в риторике рассматриваются следующие их виды:
- Аргументы к существу дела. Такими аргументами являются факты, полученные в результате наблюдения, а также документы, статистический и цифровой материал и т.д.
- Аргументы к человеку, они призваны воздействовать на слушателей эмоционально и в ораторской практике используются не реже аргументов к существу дела.
Аргументы к человеку разнообразны, назовем лишь некоторые из них:
- аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);
- аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и так противостоять оппонентам, что бывает часто на митингах, в суде);
- аргумент к личности (подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);
- аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);
- аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости, сострадания и этим склонить их на свою сторону).
Как видим, аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не будем рекомендовать современным ораторам пользоваться ими. Единственное исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что не все высказывания авторитетных людей можно безусловно признать истинными. Апеллируя к ним, оратор должен быть очень осторожен.
В риторике монолог определяется как особая форма устной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые средства подчинены выражению главной мысли, достижению основной цели оратора.
Монолог характеризуется однонаправленностьютак как выступающий обращается к аудитории, говорит для нее. Все публичные выступления по своей природе монологичны.
К ним принадлежат:
- академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция);
- судебная речь (прокурорская, адвокатская);
- речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах, саммитах, конференциях, собраниях; парламентские, митинговые и дипломатические речи, политическое обозрение и политический комментарий);
- речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная);
- речь духовная (официальная, церковная, проповедь.
Содержание и жанровые особенности всех этих видов публичных выступлений определяют их своеобразие: научный доклад не похож на юбилейное приветствие И все же монологический характер разных видов ораторских выступлений позволяет говорить о них, как об одном типе речевой деятельности.
Все виды публичных выступлений отличает специфика ораторского монолога. Выступающий не только обращается к слушателям, он словно беседует с ними. А они могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию публики и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, но это не мешает двустороннему общению.
В применении к ораторской речи говорят лишь о «скрытой форме диалога», точнее различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность, лексика и фразеология выступления, наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Но искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.
Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.
Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником.
Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.
Однако подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием и любовью слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей –эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-‐нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале… Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать.
Итак, подведём итоги по подготовке и проведению публичного выступления:
- Выступайте только тогда, когда есть что сказать.
- Не начинайте речь сразу, посмотрите 15-20 секунд на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте».
- Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником.
- Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.
- Говорите выразительно.
- Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы.
- Возбуждайте внимание слушателей.
- Держите паузу.
- Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна.
- Меняйте темп речи и тон голоса. Это позволяет сделать акцент на отдельные слова, повышает уровень восприимчивости.
- Избегайте менторского тона.
- Имейте в своём арсенале шутки, уместные анекдоты по теме.
- Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а ее конец – запоминающимся. При необходимости резюмируйте.
- Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.
Публичное выступление может быть признано неудачным, если:
- нарушена логическая последовательность в изложении материала;
- оратор не уложился в отведенное время и заключительная часть оказалась «смятой»;
- текст выступления перегружен информацией (особенно не относящейся напрямую к теме выступления);
- отсутствует доказательность, что приводит к недоверию со стороны слушателей;
- количество затронутых вопросов слишком велико;
- оратор потерял инициативу и утратил интерес слушателей.
Следует отдельно акцентировать внимание на внешнем виде педагога, выступающего с речью. Он должен выглядеть опрятно, в меру строго. Костюм, обувь, причёска, украшения и макияж у женщин должны подчёркивать, прежде всего, профессионализм и настраивать на деловой лад.
- Особенности речевого этикета
- Использование официально-делового стиля речи в практике дефектолога
- Стили речи и научный стиль речи в системе подготовки будущих дефектологов
- Характеристика синтаксических норм
- Распространённые грамматические ошибки по употреблению разных частей речи
- Морфологические нормы русского языка
- Нормы словоупотребления
- Акцентологические и орфоэпические нормы
- Характеристика литературного языка
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу