Становление и развитие современной системы обучения праву

В начале 90-х гг. ХХ в. изучение правовых вопросов временно в девятых классах школ было перенесено на факультативные занятия. Многие общеобразовательные учреждения не были готовы по-новому преподавать правовые проблемы. Появились курсы «Права человека», в соответствии с которыми дети изучали концепцию прав человека, сопоставляли международные стандарты и нормы национального законодательства.

У учащихся формировались умения реализовать свои права и защищать их. Сообщение правовых знаний было подчинено воспитательным аспектам. На изучение правовых вопросов в школах отводилось 34 часа в девятых классах, в течении которых детям разъяснялись особенности права и закона, источников права, раскрывались и исторические аспекты формирования права.

Именно в эти годы закладывается новая концепция гражданского образования. Его целью становится подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни, деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Большое внимание уделяется формированию правовой культуры.

Министерство образования нацеливало на необходимость изучения Конституции России и основных прав и свобод граждан страны. Большое внимание при изучении правовых вопросов уделяется курсам в старшей школе. Однако и в начальной школе появляется цикл занятий по правам человека. По мнению многих специалистов, учебные курсы по праву носили тем не менее формально-информационный характер.

Методические приемы разъяснения правовых вопросов сопровождались сюжетами известных сказок, рассказами о маленьком человеке, совершавшем путешествия.

В этот период произошло коренное обновление содержания учебного курса по праву, по-новому прописаны ведущие дефиниции, сущность которых пояснялась с помощью интересных примеров реальной современной жизни. Право стало представляться не как насилие, господствовавшее над личностью, а как средство, помогающее человеку жить.

Интересно
Этот важный созидательный аспект права сыграл определенную роль в изменении многих концепций правового обучения. Усилилась практическая направленность предлагаемых правовых курсов, количество которых возросло. Такая альтернативность имела положительный аспект и позволяла регионам выбирать интересные им модели правового образования. По мнению специалистов, в конце ХХ столетия появилось немало проблем правового школьного образования.

К ним относят: явное преобладание эмпирического подхода к гражданско-правовому образованию в сравнении с научно-теоретическим знанием (это проявилось прежде всего в том, что стали создаваться многочисленные курсы, учебники, которые вводились в школы без надлежащей экспериментальной проверки и научного обоснования.); отсутствовали стабильные учебные курсы по правовому образованию, а альтернативные курсы затрудняли подготовку педагогов; отсутствие единых требований в правовом образовании приводило к несоответствию ряда учебных курсов возрастным особенностям учащихся; часто не стыковались между собой идеи создания правового и гражданского образования.

В массовой школьной практике утвердились локальные правовые курсы по праву, ориентированные, как правило, лишь на один год обучения. Отсутствовали единые сквозные проблемы, ведущие правовые идеи, которые могли бы объединить курсы с младших классов до старшей ступени. Не разработаны были внутридисциплинарные преемственные связи в правовых знаниях.

В настоящее время в учебных учреждениях системы общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта. В первом случае обучаемые, переходя из одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где наряду с чисто правовыми проблемами рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества.

Во втором случае в школах, гимназиях и т.п. выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедевтики (это может быть начальная школа) и заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены большие возможности для вариативного образования.

Основные дидактические единицы правового модуля, которые должны усвоить обучаемые на том или ином этапе своего образования, прописаны в нормативных документах – Государственном стандарте знаний. Минимум знаний и умений, закрепленный в юридических актах, в области правового образования обеспечивает обязательность усвоения важной правовой информации каждым гражданином нашей страны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)