Диагностика результативного компонента правовой обученности

Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле слова означает «все познанное», «способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких…), на основе простых
наблюдений.

Лишь впоследствии с этой целью стали использоваться вспомогательные технические средства: прослушивание грудной клетки, прощупывание пульса, измерение температуры тела и проч. Перенесение таких подходов в сферу педагогической деятельности безусловно имело свои особенности.

В процессе правового обучения школьников не менее важным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя и деятельности его ученика. В методике права уделяется большое значение проверке и оценке знаний, умений ребят.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить на две группы: те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников, и те, которые выполняют роль итоговой аттестации. Последние менее вариативны и могут выражаться в проведении зачетов и экзаменов. В настоящее время итоговой аттестацией выпускников школ является контроль успешности в образовании и достижении необходимых компетентностей в форме ЕГЭ.

Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функций: контрольную (посредством такой проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную (школьник приучается к систематическому выполнению порученных заданий, стремится к их лучшему выполнению), обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умения детей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышления и проч.).

Все эти функции реализуются в том случае, когда учитель права верно осуществляет текущую проверку знаний школьников. Содержание тех знаний, которые восстанавливаются в ходе нее должно быть связано с новыми правовыми знаниями, которые школьник начинает осваивать.
Необходимо обратить внимание на совершенствование правовых умений ребенка, которое происходит в процессе текущей проверки, а также формирование его грамотной речи.

Очень важно, чтобы школьники при этом почувствовали практическую значимость права, тех знаний, обладателями которых они становятся благодаря учебному курсу в школе.

Интересно
Текущая проверка знаний может осуществляться в форме опроса в начале урока, середине или конце. Если проводится опрос по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность логично перейти к изучению новой темы. Предположим, ученики рассматривали правовое регулирование взаимоотношений супругов.

В 9-м классе опрос может включать такие вопросы: Что представляет собой семейное право как отрасль российского права? Какие существуют правила вступления в брак и его расторжения ? Что такое брачный контракт и как его можно составить?

Обобщение может быть представлено так: « Итак, мы познакомились с семейным правом и узнали, что оно регулирует порядок заключения и расторжения брака, взаимоотношения супругов, но кроме этого охватывает своим влиянием и правовые отношения родителей и детей. Поэтому на сегодняшнем уроке мы и рассмотрим эту тему подробнее.

Тема урока: «Родители и дети». В процессе опроса используют индивидуальные карточки-задания. Учитель права может самостоятельно создавать их к каждому уроку и затем складывать в копилку методических материалов. Ее можно периодически пополнять, ликвидируя устаревшие задания.

Популярны задания, в которых содержится новая для учеников правовая информация (также это могут быть факты из истории) и вопросы носят творческий характер. Например, такое задание предлагается для выполнения в старших классах после изучения темы «Почему я должен следовать закону?»: «Известный спартанский правитель Агесилай (ок.442 г.– ок.358 г. до н.э.) считал, что люди должны подчиняться законам, но если речь идет о друге, то закон можно обойти.

Прошение правителю Малой Азии он изложил так: «Если мой друг не виноват – отпусти его по закону. Если он виноват – все равно отпусти его ради меня». Сформулируйте свое отношение к такому правилу. Сопоставьте его с действующим законодательством».

Посредством проверки знаний и умений школьников учитель права должен анализировать процесс обучения, постепенно корректировать его, например, в сторону усложнения методики. Таким образом, получив информацию по каналу обратной связи, учитель достигает системной работы по обучению праву

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)