Преподаватель права и его роль в образовательном процессе

Преподаватель права – один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание. Значит, стремление каждого родителя найти своему ребенку хорошего учителя не случайно, ведь именно он порой оказывает заметное влияние на судьбу человека, хотя плоды его стараний бывают заметны не сразу.

Среди ученых существует немало дискуссий в отношении того, каким должен быть современный учитель права и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств.
Деполяризацию всех суждений можно представить позициями В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится».

Анализ опытно-экспериментальной работы школ позволил доказать влияние четырех факторов на формирование личности учителя. К ним мы относим наследственность, воспитание, социальную среду и личное стремление педагогов к самоусовершенствованию.

Рассмотрение ретроспективы указанной проблемы позволяет констатировать кардинальное изменение профессионально-личностной характеристики учителя к концу ХХ в. В этом немалую роль сыграла государственноправовая политика России в образовании, определяющая юридический статус учителя. Так, в XIX в. учителя считались государственными служащими и должны были иметь университетское образование.

Существовали строгие требования к профессиональному облику педагога. Он при поступлении на службу произносил присягу и подписывал присяжный лист, который хранился в Сенате. Большое влияние на личность учителя оказывал усиленный контроль директоров и инспекторов гимназий (по штатному расписанию, приложенному к Уставу 1871 г., в школе насчитывалось 12 учителей).

Прошли десятилетия, и развитие педагогического менеджмента позволило констатировать, что инновационные процессы, связанные с модернизацией всей системы образования, предъявили иные требования к деятельности педагогов. Было обращено внимание на индивидуальные различия и изначальные неравные стартовые возможности учителя, определяющие его готовность участвовать в преобразованиях школы.

В современной России выделяют пять категорий педагоговправоведов:

  1. Педагоги-новаторы. Так мы определили учителей, вносящих новизну во все элементы педагогической системы (0,3 % по отношению к общему числе педагогов школ). Их деятельность была связана с введением локальных инноваций, выразившихся в изменении содержания обществоведческих курсов.
  2. Творческие учителя (17 %). Так мы обозначили педагогов, вносящих новизну в способы профессиональной деятельности. Изменения методических приемов, способов обучения детей доминируют в профессиональных способностях этой категории учителей.
  3. Большинство учителей (62 %) отнесены к категории добросовестно работающих. Их роль не менее значима при переходе от традиционной модели функционирования школы к инновационной.
  4. Учителя-формалисты, составляющие 17 % педагогов, как правило, отторгаются новой системой обучения и оказываются неспособными работать в инновационном режиме.

Многолетний эксперимент подтвердил, что в школе нового типа может адекватно существовать учитель, ставящий во главу угла собственное профессиональное саморазвитие. У таких педагогов есть своя педагогическая позиция, позволяющая грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение.

Под этим мы понимаем процесс постоянного наращивания педагогических средств для решения образовательных проблем, приводящий к становлению педагогического мастерства. Оно определяется многоаспектной деятельностью учителя в сферах исследовательской, профессионально-нравственной, воспитательной и диагностической культур.

Интересно
Таким образом, деятельность современных образовательных учреждений, уделяющих особое внимание обществоведческой подготовке детей, позволила выявить личностные и профессионально значимые качества педагога-мастера, способного работать в российских школах нового типа.

Рассмотрим эти качества. Учитывая, что доминирующей формой деятельности учителей в школе является организация учебных занятий, мы решили рассмотреть некоторые характеристики модели учителя-мастера через призму системы организации учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучаемых Ученые доказали, что темперамент самого педагога не фатально обусловливает стиль управления.

Он только благоприятствует формированию того или иного стиля. Сознание, воля, самовоспитание позволяет любому преподавателю выработать у себя наиболее эффективный демократический стиль руководства. Опыт показал, что учителя эффективных стилей управления детским коллективом лучше ориентируются в межличностных отношениях школьников.

В классах, где работают эти учителя, самый высокий коэффициент удовлетворенности в общении, максимальные коэффициенты сплоченности коллектива. Это позволило сделать вывод, что взаимоотношения школьников формируются под непосредственным влиянием личности педагога, применяемого им стиля управления, а овладение успешным стилем руководства – серьезный и длительный процесс самовоспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)