Стандартизация Российского образования

В СССР роль стандартов выполняли единые учебные планы, программы и учебники. На этом была впервые в мире практически проверена идея образовательных стандартов.

Необходимость введения общеобразовательных стандартов возникла в нашей стране в связи с реформированием школы. Появление большого разнообразия альтернативных программ и учебников разрушило единство педагогического пространства в государстве.

В России с ее огромной территорией и этническим многообразием было важно сохранить то единство образовательного процесса, которое мы получили в наследство от СССР, но вместе с тем перевести его в новое качество, соответствующее современным политическим, экономическим и административным условиям.

В Российской Федерации «Закон об образовании» 1992 года провозгласил развитие государственных образовательных стандартов.

Понятие «стандарт» (от англ. standart) означает норму, мерило, образец

Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на создание единого образовательного пространства в Российской Федерации и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях.

Образовательный стандарт создает условия для осуществления вариативного образования и для поддержания общего образования не ниже международного уровня, так как соотнесен со стандартами других стран с высоким мировым рейтингом.

Предмет «Окружающий мир» имеет следующие особенности:

  • обладает ярко выраженным интегративным характером;
  • соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания;
  • дает младшим школьникам возможность ознакомления с естественными и социальными науками.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие личности младшего школьника. В связи с этим, на центральное место образовательного процесса выходит воспитательная функция учителя.

В стандарте отмечено, что изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на:

  • воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине;
  • осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми;
  • понимание своего места в природе и социуме;
  • приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.

Цель изучения курса «Окружающий мир»:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;
  • развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта не означает подчинение учебного процесса жесткому шаблону, а создает возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

Работа по стандартизации образования – процесс, который длится вместе с открытиями в науке. Образовательные стандарты постоянно обновляются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)