Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства

Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой  коммуникации  составляет  сегодня  один из наиболее  значимых факторов,  определяющих строение социокультурного пространства.

Такие средства, как печать, радио, телевидение, Интернет, представляют широкой аудитории специальным образом отобранный и организованный материал, рассматриваемый как заслуживающий всеобщего внимания.

Совокупность  организационных  структур,  каналов,  сообщений, язык, стилистические особенности, принципы построения обменов информацией, характерные для этой области, конституируют  ее  как особое институциональное пространство.

Оно складывается из упорядоченных процессов широкой трансляции социально значимой общедоступной информации с помощью специальных технических каналов. Его открытость обусловлена массовой направленностью сообщений, построенных определенным образом.

Способы их репрезентации делятся  на  устные,  печатные, визуальные, т. е. апелляция к аудитории подкрепляется различными взаимодополняющими средствами. В соответствии с характером содержания  они распределяются  по рубрикам,  постоянно представляющим их однородные категории — политические, художественные, спортивные и т. п.

Иными словами, каждый канал этой области открыт в определенный набор источников социально значимого знания, откуда черпаются сведения для массового представления с различной, но динамичной степенью оперативности.

Функциональная доминанта этой области связана с тем, что она обеспечивает общезначимый, общепонятный язык, необходимый для понимания и оценки текущих социально значимых событий.

Для адаптации в современном динамичном обществе людям постоянно требуются упорядоченные представления  об  их  ближайшем  окружении и более широком социокультурном контексте. Причем подтверждение достоверности такой информации  в  одних  случаях  может ограничиваться верификацией в индивидуальном опыте, тогда как в других людям необходима опора на общественное мнение или на суждения квалифицированных экспертов.

Область массовых коммуникаций составляет информационное пространство, откуда люди могут почерпнуть представления, знания, оценки, относящиеся к стереотипным и нестандартным осваиваемым социокультурным ситуациям.

Здесь можно выделить ряд функциональных направлений,  обращение к которым помогает людям ориентироваться в текущих событиях.

Информирующая функция обеспечивает массовую аудиторию сведениями о том, что происходит вокруг. Их отбор определяется указанием на изменения событий, происходящих в рамках различных социокультурных порядков — хозяйственном, политическом, правовом, познавательном, религиозном и т. п.

Просветительская функция состоит в трансляции информации, относящейся к социально значимым ценностям прошлого и настоящего, облегчающей ориентацию в сфере товаров и услуг. В этом случае обширная аудитория оказывается осведомленной об одних и тех же совокупностях событий, способах их организации и оценок.

Соответственно здесь складывается специфичный общепринятый язык культуры, связывающий ее специализированный и обыденный уровни, позволяющий всем членам общества участвовать в социально значимых коммуникативных ситуациях.

Регулятивная функция связана с трансляцией нормативной информации. Речь идет не только о том, что здесь постоянно представляются и комментируются правовые  документы  —  законы, указы и т. п. Средства массовой информации широко освещают общепринятые моральные суждения и оценки, результаты опросов общественного мнения.

Благодаря этому происходит постоянный своеобразный  мониторинг  социокультурного пространства   с выделением в нем динамических фокусов внимания, культурных тем в качестве социально значимых. Таким образом, фиксируются и транслируются стандартные нормативные и ценностные представления, обоснования правомерности или аномальности определенных событий и явлений, социально допустимая величина  отклонений  от  этих стандартов.

Социально манипулятивная функция обусловлена стремлением коммуникатора — кем бы он ни был — убедить в чем-то аудиторию или побудить ее к совершению определенных действий. В этом случае решаются  практические  задачи, связанные  с повышением эффективности воздействия сообщений  на  аудиторию.

В  результате здесь концентрируется совокупность технологий манипулирования общественным мнением и поведением. Одна часть из них оказывается вполне действенной с точки зрения убедительности и мобилизационного потенциала.

Другая — в силу клишированное и чрезмерной  идеологической  нагруженности  — остается неэффективной. Тем не менее эти наборы технологий активно используются, и считается,  что  их  избыточность  гарантирует успешность воздействия коммуникатора на общественное мнение.

Наконец, рекреационная  функция, которая  связана   с переключением внимания людей от обыденной жизни  и профессиональной деятельности на мир игры, праздника, фантазии. В  этом пространстве сконцентрированы разные типы такой информации.

Во-первых, речь идет о сфере искусства:  беллетристические  разделы газет и журналов, литературные, театральные, музыкальные рубрики на радио и телевидении, представленность изобразительного искусства в печати и на телевидении. Обращаясь к ним,  люди  получают  удовольствие от любимых эстетических объектов.

Во- вторых, следует сказать об игровом пространстве. Это всевозможные игры, лотереи, викторины, состязания в культурной компетентности. В этом случае аудитория переключается от утилитарного взгляда  на  вещи  к  пониманию их самоценности, многозначности, комбинаторного потенциала.

В-третьих, существуют, в первую очередь на телевидении, разного рода шоу: спортивные передачи, праздничные представления, показы моды, презентации различного рода событий и т. п.  Они позволяют  людям отрешиться от  повседневности и на  время погрузиться в мир красочных, фантастических образов, острых переживаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)