Специфика сформированности личностных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают цен- ностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование совокупности универсальных учебных действий обеспечивает компетенцию «научить учиться».

Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей. Отслеживание динамики личностных универсальных учебных действий на всех этапах обучения позволяет увидеть целостную картину развития личности в учебно-воспитательном процессе.

В рамках психологического сопровождения учащихся МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В. Козина» диагностика личностных универсальных учебных действий ежегодно в начале и в конце года.

Следует отметить, что диагностический инструментарий подбирается в соответствии с возрастом учащихся в рамках рекомендованных методик. Мето- дики выбираются в соответствии с предметом диагностики, выбор методик различен в течение нескольких учебных периодов с целью исключе- ния формальных ответов на знакомые вопросы.

В данной статье анализируется опыт диагностики сформированности личностных универсальных учебных действий в 2020–2021 учебном году. УУД самоопределение. На рисунке 1 представлен уровень сформированности личностного УУД самоопределение на всех этапах обучения в школе.

Наглядно видно, что средний и низкий уровень сформированности самоопределения приходится на среднее звено: этап адаптации к обучению в среднем звене, а также соотносится с возрастными нормативами вхождения в подростковый кризис. УУД смыслообразование. На рисунке 2 представлен уровень сформированности личностного УУД смыслообразование на всех этапах обучения в школе.

Наглядно видно, что уровень сформированности смыслообразования неравномерен в среднем звене. В начальной школе смыслообразование находится преимущественно на высоком уровне, однако важно понимать, что с переходом в среднее звено уровень сформированности смыслообразования не снижается, а из- меняется качественное содержание мотивации учения, выстраиваются истинно познавательные мотивы учения.

Интересно
Наглядно видно, что морально-нравственное оценивание всегда имеет средний и высокий уровни сформированности, доля учащихся с низким уровнем присутствует на этапе адаптации к обучению в среднем звене, и единично в 3, 8, 10, 11 классах, что не является тенденцией, тем не менее этапы обучения в 3, 5, 8 классах и старших классах являются особенно значимыми для формирования морально-нравственного оценивания.

Можно сделать вывод, что работа, направленная на формирование личностных УУД учащихся, проводится на всех этапах обучения, о чем свидетельствует преимущественно высокий и средний уровень их развития.

Профиль сформированности личностных УУД содержит основные «пики» – этапы обучения, требующие особого внимания:

  1. этап обучения в среднем звене является особенно значимым для формирования самоопределения;
  2. этапы обучения в 5, 8 классах являются особенно значимыми для формирования смыслообразования;
  3. этапы обучения в 3, 5, 8 классах и старших классах являются особенно значимыми для формирования морально-нравственного оценивания.

Таким образом, выявление специфики сформированности личностных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в школе позволяет объективизировать проявления личностных учебных действийи в совокупности с данными педагогического и психологического наблюдения выстроить дифференцированный индивидуальный подход к учащимся.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)