Причины появления современных оптовиков

Одни товары, реализуемые, например, для целей снабжения производственных предприятий, можно продавать только один раз – предприятием-изготовителем предприятию-потребителю (для профессионального использования). Другие же товары продавать так не представляется возможным или экономически нецелесообразным.

Они нуждаются во временных остановках на пути своего движения, в образовании там запасов, требующихся для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса на них. Для подобных товаров возникает необходимость повторной продажи (перепродажи).

Именно такая необходимость и приводит к созданию в сфере обращения различного рода сбытовых и торговых предприятий как субъектов этих повторных продаж и как звеньев движения товаров от места производства к месту потребления.

Использование посредников-оптовиков выгодно прежде всего для производителей товаров, так как в этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации своей продукции.

Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до конечного потребителя.

С помощью посредников возможно значительно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

Функции оптовика формируются, исходя из экономической задачи координирования производства и потребления или сопоставления разнородных запросов на разных уровнях в рамках канала распределения. Таким образом, оптовики помогают устранить несоответствие между местами, в которых производятся товары, и точками, где они потребляются или используются.

Процесс подбора является ключом к экономической жизнеспособности оптовиков.

Зачастую случается так, что количество, в котором производятся товары или характеристики, которыми они наделяются по своей сути, не соответствуют либо количеству, в котором они затребованы, либо характеристикам, желательным для тех, кто их потребляет или использует.

Участники посреднического канала (такие как оптовики или розничные продавцы), в сущности, решают проблему расхождения между ассортиментом товаров и услуг, которые требуются промышленным или индивидуальным потребителям, и ассортиментом, предоставляемым непосредственно отдельными производителями.

Другими словами, производители выпускают большие объемы ограниченного спектра товаров, в то время как потребители покупают несколько наименований из огромного количества разнообразной продукции. Посредники уменьшают данное расхождение в ассортименте, позволяя, таким образом, потребителям избежать непосредственного общения с производителями для того, чтобы удовлетворить их потребности.

Причиной существования оптовиков является «добавленная ценность», которую они предоставляют своим поставщикам и потребителям, как показано на рис. 1.

Экономическое обоснование их деятельности базируется как раз на том, что они могут сделать для клиентуры, будь то розничные покупатели или организации (например, больницы, школы, рестораны), производители или любой другой рыночный субъект.

Например, в случае с промышленными товарами, необходимыми для сборки некоторого продукта (например, транзисторов для радиоприемников), возможно, будет дешевле для покупающей организации возложить бремя размещения, владения, хранения, доставки и заказа товаров на оптовика, чем заказывать их очень большими партиями у производителя, особенно если товары должны храниться довольно долго перед тем, как будут использованы в производственном процессе.

Нельзя отождествлять понятия оптовой торговли как экономической категории и аппарата оптовой торговли. Отсутствие обособленного оптового аппарата не говорит об отсутствии самой оптовой торговли. Первый акт обращения всякого товара совершается при продаже этого товара самим производственным предприятием.

У производственного предприятия при продаже товара народного потребления и образуется оптовый товарооборот. В результате этого акта товары переходят во владение или собственность торгового предприятия или организации, так как продажа их производственными предприятиями непосредственно населению практически невозможна и экономически нерациональна.

Оптовый товарооборот может включать в себя складской и транзитный товарооборота.

Следует отличать транзитный товарооборот конкретного оптового предприятия от транзитного товародвижения, означающего движение товара с производства непосредственно в магазин, без завоза на любые склады – розничных, оптовых или сбытовых предприятий.

Вид товарооборота – складской или транзитный – оптовое предприятие выбирает (согласовывает) при заключении с покупателями договоров поставки. При этом должны учитываться следующие главные факторы:

  • удельный вес в оптовом товарообороте товаров, производимых в зоне деятельности конкретного оптового предприятия и завозимых им из зон деятельности других оптовых предприятий;
  • сезонность производства и потребления товаров;
  • сложность ассортимента товаров и необходимость их предварительной подготовки в соответствии с требованиями розничных торговых предприятий и организаций;
  • размещение и специализация розничной торговой сети и состояние ее материально-технической базы;
  • минимальные транзитные нормы отгрузок товаров;
  • обеспеченность складскими площадями (емкостями);
  • развитие прямых договорных связей между производством, розничной торговлей и внерыночными потребителями.

Складской товарооборот образуется при поставках товаров покупателям со складов оптовых предприятий.

Транзитный товарооборот предусматривает отгрузку товаров поставщиком-изготовителем непосредственно в розничную торговую сеть или внерыночным потребителям, минуя склады оптовых предприятий, по их накладным в счет договора конкретного оптового предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)