Советский марксизм

В начале двадцатых годов в Советском Союзе проходила бурная внутренняя дискуссия. Важнейшие споры велись о политике, речь шла о том, в каком направлении большевики должны вести новое государство.

После гражданской войны, когда промышленность лежала в руинах, все средства сообщения
были разрушены, а в городах не хватало даже самого необходимого, Ленин был вынужден ввести новую, более рыночного направления экономическую политику (НЭП).

Это экономическое направление было более всего выгодно зажиточным крестьянам (кулакам), и после смерти Ленина велась интенсивная дискуссия об этом и о том, как воспрепятствовать возрождению капитализма в СССР.

Эти дискуссии совместились также с борьбой за лидерство после смерти Ленина, и через несколько лет, при помощи союза с различными противоборствующими группировками, неограниченным вождем оказался Иосиф Сталин.

Другие партии, кроме большевистской, были запрещены и распущены еще во время гражданской войны, и в двадцатые годы большинство прежних лидеров утратили власть, среди них и Лев Троцкий, сам организовавший захват власти в 1917 г., а затем создавший Красную Армию.

Вскоре Троцкого исключили из партии и в 1929 г. выслали из Союза. В 1940 г. он был убит сталинским агентом в своем похожем на крепость доме в Мехико-сити. До этого он в многочисленных брошюрах и книгах анализировал развитие событий в Советском Союзе.

Он считал, что власть захватила «паразитарная бюрократия», но что несмотря на это Советский Союз все еще был государством рабочих.

Для координации борьбы с этой бюрократией и руководства рабочими в капиталистических странах он незадолго до своей смерти основал новый революционный интернационал, который назвали, естественно, Четвертым Интернационалом.

Одновременно с дискуссиями об экономике и политике в Советском Союзе велись также дискуссии о марксистской философии— диалектическом материализме. Эти дискуссии велись прежде всего между двумя группами, которые назывались, соответственно, механистами и диалектиками.

Механисты были представлены в основном естествоиспытателями, которые утверждали, что не требуется никакой особенной марксистской философии, что марксизм это только научная теория.

Диалектики, вооруженные вышедшей в 1925 г. книгой Энгельса «Диалектика природы», утверждали что диалектический материализм является необходимой основой любой науки.

Ведущий диалектик, Абрам Деборин (1881—1963), написал «Введение в философию диалектического материализма», которая вышла в 1915 г. и которая потом на протяжении двадцатых годов использовалась как учебник.

Он представил диалектический материализм как философское завершение всей прежней философии.

Эта философия материалистична (вселенная состоит только из материальных тел) и диалектична (все во вселенной находится в движении и развитии).

Вся прочая философия, которая не видит этого, идеалистична и недиалектична. Эта философия «буржуазна» и представляет реакцию, в то время как диалектический материализм пролетарский и представляет революцию, утверждал он.

Дискуссия завершилась тем, что партия объявила механистов «ревизионистами, позитивистами и вульгарными экономистами» (то есть немарксистами), и победила линия Деборина.

Это означало усиление власти партии в философских и научных вопросах, поскольку теперь вся наука должна была подчиняться диалектическому материализму.

К тому времени Сталин начал великую коллективизацию, где «кулаков следовало уничтожить как класс». В 1935 г. началась серия политических процессов, которые за несколько лет устранили практически всех старых большевистских лидеров.

В тридцатые годы русская культура и наука все более подпадают под партийный контроль.

Вскоре Сталин оказался крупнейшим экспертом во всех вопросах, от философии и литературы до политики и экономики.

Сам он в 1938 г. опубликовал «Краткий курс истории Всероссийской Коммунистической партии (большевиков)», В этой книге закреплялась великая роль Сталина до революции, во время и после нее. Все осужденные и казненные большевики выкидывались из истории и были названы «фашистами и агентами империализма».

В основном все интеллектуальное развитие в России в годы вплоть до смерти Сталина в 1953 г. вынуждено было проходить в рамках марксизма-ленинизма, то есть сталинского мышления.

В это время марксизм был кодифицирован в ряде пунктов, которые учащиеся и студенты должны были заучивать наизусть. Принадлежали эти тезисы Сталину, который излагал «истинный марксизм»:

Диалектический материализм — это мировоззрение марксистско-ленинской партии. Эта его сторона называется диалектическим материализмом, так как его взгляд на явления природы, его метод изучения явлений природы, его метод ознакомления с этими явлениями является диалектическим, в то время как толкование им явлений природы, понимание им явлений природы, его теория являются материалистическими.

Исторический материализм — это распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям общественной жизни, к изучению общества, к изучению истории общества.

Особенно опустошительным оказалось верховенство партии для естественных наук. К концу тридцатых годов агроном Трофим Д. Лысенко изложил «марксистскую генетику», которая строилась на положении диалектического материализма о переходе количества в качественный скачок.

Лысенко полагал, что изменяя среду можно создавать новые лучшие сорта семян, а также можно производить более полезные виды животных.

Сталин благословил Лысенко, и критиков Лысенко заставили замолчать. В 1948 г. теории Лысенко были объявлены единственными, соответствующими марксизму-ленинизму, и долгое время он оставался величайшим авторитетом в биологии.

После множества катастрофически неудачных попыток увеличить сельскохозяйственное производство, которые в действительности привели к постоянному снижению продуктивности сельского, хозяйства России, он был снят Хрущевым в 1956 г.

Даже теория относительности Эйнштейна и квантовая физика были объявлены «идеалистическими, буржуазными» и «реакционными», и противоречащими диалектическому материализму.

Композиторам было велено писать «позитивную и социалистическую музыку», художникам и писателям — изображать развитие России методом «социалистического реализма».

В основном все интеллектуальное развитие и наука в течение двадцати лет были подчинены политике партии и Сталина. Марксизм в эти годы стал означать то же, что и марксизм-ленинизм, то есть то учение, которое, как считалось, разработали Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин.

Хотя эти лица чаще всего называли в таком историческом порядке, множество цитат и ссылок на них в различных хвалебных статьях в честь социализма и «великого отца и вождя международного рабочего класса Иосифа Сталина» строились в противоположном порядке.

В эти годы Сталина стали идентифицировать с марксизмом, в глазах как сторонников, так и противников. Марксизм означал то же, что и коммунизм, а коммунизм идентифицировался с проводимой в Советском Союзе политикой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)