Социология и маркетинг

Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение отдельных социальных групп и общества в целом. Социология – это дисциплина, демонстрирующая многообразие направлений теоретического и практического применения.

Во-первых, социология тесно связана со многими общественными науками, которые в различных аспектах изучают человека и общество: историей, антропологией, психологией, менеджментом. Нередко именно социологическая методология заимствуется иными науками для решения новых задач, для формирования теоретико-методологической базы новых научных направлений, возникающих на стыке традиционных научных дисциплин.

В этом контексте следует упомянуть и об огромной роли социологической информации для современного маркетинга: именно социологическая информация используется для обоснования наиболее эффективных приемов психологического воздействия на потребителя: индивидуального, корпоративного, социально-группового.

Во-вторых, методология и достижения социологии широко используются в прикладной деятельности. В первую очередь речь идет о социальном управлении, социальном проектировании. Современная социология «стремится свести воедино знания о реальных процессах, происходящих в обществе, с целью превратить их в средство действенного и комплексного регулирования общественной жизни во всех сферах», отмечает В.И.Добреньков.

Социология выступает одним из важнейших факторов развития маркетинга, осуществляя не только методическое обеспечение данной области деятельности, но формируя ее знаниевый потенциал.

Именно социология определяет направленность современного маркетинга, и социологическое знание позволяет построить систему приоритетов, совместимую с потребностями и интересами общества в целом и отдельных социальных групп. По мнению ряда специалистов (в частности С.В.Никифоровой), теоретические основы маркетинга как самостоятельной науки появились именно на стыке экономики, социологии и теории управления.

Сегодня это проявляется как в образовании специализаций на основе усиления проблемной доли одной из этих научных дисциплин, так и в дискуссиях о невозможности рассмотрения маркетинга в качестве научной дисциплины, аргументом в которых выступает именно заимствование теоретико- методологической базы указанных научных дисциплин.

Социология и маркетинг, будучи дисциплинами взаимосвязанными рядом предметных областей, методологией, безусловно, оказывают влияние на развитие друг друга, на позиции друг друга в арсенале средств освоения социального пространства. Вместе с тем, и социология, и маркетинг имеют свой специфический путь становления и развития, который во многом определяется соответствием прикладной значимости дисциплины приоритетам социального развития.

Интересно
Обратившись к истории развития социологии и маркетинга, мы найдем подтверждения тому, что хотя обе эти сферы оказывали и оказывают друг на друга определенное, а временами и очень существенное влияние, динамика их развития по всем существенным признакам является автономной.

Например, родившийся в недрах социологии метод опроса приобрел свой современный потенциал и популярность во многом благодаря маркетингу. В 20-е годы сфера коммерческих исследований создала технологию массовых количественных опросов и интегрировала ее в социологию.

Однако в 50-е годы при освоении новой предметной области именно коммерческая сфера первой почувствовала недостаточность и неадекватность количественного аппарата, причем по чисто прагматическим соображениям, обратилась к социологическому инструментарию и внесла огромный вклад в его развитие.

Появление клиентоориентированных концепций маркетинга усилило внимание к социологическому знанию и применение социологического инструментария, однако, не снизило суверенности маркетинга и его тесной взаимосвязи с иными теоретическими и прикладными дисциплинами, например широким спектром дисциплин экономического цикла.

В то же по сравнению с «золотым веком» западной теоретической социологии 40-60-х годов, к 80-м годам резко упала ее общественная популярность, сократилось число социологических кафедр и численность изучающих социологию студентов, сильно возрос средний возраст преподавателей, сократились ассигнования, сузилась аудитория читателей фундаментальных теоретических трудов.

Университетская революция 60-х годов в социологии привела к классической форме отраслевой депрессии. В последние годы эта депрессия преодолена, что ряд специалистов связывает с ростом удельного веса преподавания предметов, ориентированных на прикладные и коммерческие цели.

Основная причина современных позиций социологии связана с тем, что современный мир осознал необходимость активного, осмысленного влияния на жизнь, получении прогнозируемых социальных результатов и взял ориентиры на поиск более эффективных и актуальных методах освоения социального пространства и о возможности трансляции вариантов их осмысления, способах и принципах их формирования следующим поколениям.

В современном маркетинге значительная роль принадлежит потребителю именно как члену социума, как элементу социальной системы, ее конкретного временного фрагмента. Потребитель (покупатель, клиент) представляется некоей социологической моделью, цель которой предполагает отражение социальных и социально-психологических факторов, наиболее значимых для потребительского поведения.

Одним из важнейших принципов современного маркетинга выступает ориентированность на будущее, предполагающий стратегическую направленность.

Условием реализации этого принципа является умение прогнозировать перспективы социального развития, предвидеть векторы развития тех факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на маркетинговую деятельность, на выбор стратегии.

Элементы маркетинга: поставщик, потребитель, рынок – вписаны в социальные структуры разного уровня, и их развитие находится в зависимости от внешнего окружения, от многочисленных социальных институтов, от социальных процессов.

Для маркетолога значимы и демографические показатели и тенденции, и политический курс, и культурные процессы и многое другое, составляющее интерес современной социологии. Социологическая информация выступает сегодня основой аналитической базы маркетинга.

Неслучайно сегодня на стыке социологии и маркетинга возникло новое научное направление – социология маркетинга, позволяющая углубить знание о взаимодействии маркетинга и социологии, а также исследовать значение маркетинга для современного общества и значение социологии для повышения эффективности маркетинговой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)