Социологический подход к маркетингу
Социологический подход к маркетингу не противоречит экономическому подходу, несмотря на то, что подобная оценка социологической теории маркетинга существует и пользуется в профессиональном сообществе определенной популярностью. Между тем, только взаимодействие этих подходов обеспечивает эффективность маркетинговой деятельности.
Игнорирование потребителя аналогично поведению в незнакомом пространстве в отсутствие видимости: любой шаг увеличивает риск опасных ситуаций и непредвиденных последствий.
Следует отметить, что сама природа маркетинговых технологий противоречит игнорированию потребителя. Концептуальные различия проявляются в характере и масштабах внимания, которое уделяется потребителю в рамках того или иного подхода или концепции. Современному маркетингу в силу его интеграции во все сферы деятельности человека свойственно самое широкое понимание потребителя.
Многообразие форм коммерческого и некоммерческого обмена, разнообразие товаров и услуг позволяют выделять несколько уровней потребителей как объектов маркетингового воздействия:
- отдельная личность,
- семья или домохозяйство,
- организация (корпоративный потребитель),
- социальная группа,
- общество в целом.
Каждый из этих уровней обладает огромной спецификой с точки зрения маркетинговых исследований и использования маркетинговых технологий. Вместе с тем каждый из перечисленных объектов является элементом социума и находится в поле единых закономерностей и векторов социального развития.
Глубокое исследование потребителя требует не только его социологического анализа, но и социологического объяснения его поведения в типовых и уникальных ситуациях, степени влияния социальных факторов на его развитие и изменение, реакции на воздействие иных социальных элементов.
Социологический подход к маркетингу представлен, в первую очередь, школой исследования потребительского поведения, теоретико- методологическая база которой основана на знаниях психологии, социологии, антропологии. Первым исследователем в области по праву считается Георг Катон, впервые сформулировавший различия между экономическим и психологическим поведением потребителя, его намерениями и мотивами.
В дальнейшем представители этой школы занимались анализом влияния новшеств на потребительское поведение (Э.Роджерс и его знаменитая классификация 5 типов покупателей новых товаров), выявлением социальных и психологических причин поступков (Холбрук и др.), определением особенностей поведения корпоративных потребителей (Ф.Уэбстер и Й.Уинд и их известная модель 6 ролей покупающего центра), изучением закономерностей получения потребителем удовлетворенности/неудовлетворенности от приобретения товара (Ф.Котлер) и вопросов этики и социальной ответственности (П.Мэрфи).
Социологический подход к маркетингу представлен и школой макромаркетинга, объединяющей исследования роли и влияния маркетинга на общество в целом, находящегося под влиянием социальных, политических, юридических, этических, технологических сил.
Особое место занимает школа социального обмена, объединяющая исследователей маркетинга как науки о процессах обмена. Основателем этой школы считают Р.Багоцци, определившего фундаментальной основой маркетинга систему обмена. Под системой обмена понимается в данном случае совокупность участников обмена, их взаимоотношений и факторов, влияющих на них.
Школа социального обмена, представителями которой можно считать Ф.Котлера, Ш.Ханта и др., положила начало огромному количеству исследований поведения участников рынка, созданию практических рекомендаций по установлению взаимоотношений на рынке.
- Влияние на маркетинг социальных изменений и развития социологического знания
- Социология и проблемы создания комплексных характеристик потребителя
- Сектор социологических и маркетинговых исследований как элемент информационного рынка
- Социология культуры и маркетинг
- Географические аспекты социологического анализа и их применение в маркетинге
- Социологические особенности ювенальной потребительской аудитории
- Сегментирование и его социологические основания
- Социология брака и семьи в системе управления взаимоотношениями с потребителем
- Гендерные различия как фактор управления отношениями с потребителями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу