Социальный рекрутинг

Ежегодно в мире проводятся различные исследования в сфере HR, от локальных опросов работников и работодателей до масштабного анкетирования в рамках того или иного социально значимого проекта или явления на рынке труда.

Рассмотрим крупное международное исследование Randstad employer brand research. В 2020 году, около 185000 респондентов составили рейтинг ключевых критериев выбора работы и оценили более 6100 компаний работодателей в 33 странах, составляющих 75% от мировой экономики. Более 13000 респондентов были из России, в исследовании приняли участие люди разных профессий и возрастных групп в интервале от 18 до 65, но акцент был сделан на респондентах младше 40 лет.

Выбирая 5 наиболее значимых критериев при выборе работодателя, на данный момент большинство россиян отмечают факторы, которые ранее были второстепенными и долго «оставались в тени» – хорошую репутацию HR-бренда, инновационность, корпоративную социальную ответственность, предоставление компанией равных возможностей и создание инклюзивной среды.

Интересно
В 2020 г. эти критерии были не менее значимы, чем очевидные приоритеты – карьерный рост и заработная плата, лидировавшие в опросе предыдущего года. Подобные данные прямо указывают на тенденцию развития HR-брендинга, как перспективного направления HR.

Есть и другой важный аспект. Под влиянием цифровизации, получающей все большее распространение, обычный рекрутинг уступает место социальному рекрутингу. По данным компании HeadHunter, проводившей исследование в марте 2020 г., 29% соискателей ищет работу, используя соцсети, при этом, самое максимальное количество респондентов используют соцсеть Вконтакте (49%), а наименьшее (1%) использует мессенджер ICQ. Соответственно, остальные соискатели обращаются к Facebook, Одноклассники, Telegram и Instagram.

Однако, социальные сети – это только «верхушка айсберга», социальный рекрутинг гораздо более многогранен и разнообразен. Определимся с основными понятиями.

MarHR – эта непривычная аббревиатура являет собой симбиоз понятий «маркетинг» и «HR», а сотрудник, которого в 2020 г. на корпоративном сленге называют «марчаром» может выполнять следующие функции:

  • ведение корпоративного HR-сайта или карьерной странички на основном сайте компании;
  • развитие блогов/страниц компании в популярных социальных сетях;
  • развитие корпоративной культуры и системы внутрикорпоративных коммуникаций;
  • работа с профильными учебными заведениями;
  • развитие HR-бренда компании, поиск амбассадоров бренда, репутационный менеджмент;
  • event-менеджмент: продвижение бренда работодателя на мероприятиях с присутствием ЦА (ярмарки вакансий, молодежные конкурсы, городские конкурсы профессионального мастерства и т.д.);
  • разработка рекламной полиграфической и иной продукции для распространения информации о вакансиях компании;
  • размещение рекламы вакансий в СМИ;
  • управление маркетинговым бюджетом HR-отдела.

Иными словами, в современной компании работает 2 маркетолога: один из них отвечает за продвижение продуктового бренда, второй – за продвижение HR-бренда. По данным CarreerARC, в 2020 г. маркетинг в соцсетях занимает лидирующую позицию среди методов рекрутинга, поэтому, профессия MarHR будет становиться все более востребованной.

Амбассадор HR-бренда – лояльный сотрудник, открыто продвигающий свой бренд во внешнем мире, «лицо компании». Таких сотрудников может быть несколько, однако, в отличие от героев рекламных роликов, амбассадоры – не актеры, а реальные люди, действующие сотрудники компании, достигшие в ней карьерного роста и профессионального успеха.

Агент влияния – представитель целевой аудитории, который, не являясь сотрудником компании, может распространять целевые сообщения, влияющие на выбор в пользу бренда работодателя. Агенты влияния участвуют в тематических дискуссиях, в соцсетях, на популярных форумах, где они завуалированно продвигают бренд работодателя, не обнаруживая свое сотрудничество с ним. Такие приемы продвижения также называют партизанским маркетингом.

Лидер мнения – максимально авторитетный и объективный представитель целевой аудитории, который выступает в качестве эксперта при обсуждении тех или иных вопросов, касающихся репутации и имиджа того или иного бренда.

ORM (online reputation management) – управление репутацией в онлайн-среде. NPS (net promoter score) – индекс потребительской лояльности. В ORM он рассчитывается следующим образом: (все положительные и нейтральные упоминания в адрес бренда): все упоминания.

Контент – информационное содержание официальных страниц HRбренда в популярных соцсетях. Контент бывает развлекательный и информационный. Специалисты рекомендуют публиковать контент на «карьерных» страничках в таком соотношении: 25% – информация о вакансиях, 25% – истории успеха сотрудников, 20% – развлекательно-полезной информации, не относящейся к бренду, 20% – информации о компании и 10% – развлекательной информации (фотографии, инфографика, мемы и т.д.).

Чат-бот – это робот-программа, общающаяся с посетителем определенного сообщества по заданному алгоритму. Если соискатель заходит на страницу HR-бренда, чат-бот «от лица компании» проявляет инициативу, побуждая потенциального сотрудника заинтересоваться компанией.

Чатбот готов отвечать на вопросы 24/7, и это позволяет существенно разгрузить «горячую линию» отдела рекрутинга, собрать контакты соискателей, передать им необходимую информацию и сформировать общее представление о компании, как об открытой к диалогу и оперативно реагирующей на любые вопросы.

Чат-бота специалист компании – «марчар» – может создать самостоятельно, даже не имея навыков в программировании, воспользовавшись одним из популярных онлайн-сервисов-конструкторов подобных программ.

Социальные медиа в настоящее время – это эффективный инструмент подбора сотрудников в компанию. Резюмируем: сегодня под «социальным рекрутингом» подразумевается не только размещение вакансий компании в популярных сообществах соцсетей, а целый комплекс мер, который осуществляется не секретарем отдела рекрутинга, а специалистом по HR-маркетингу, или «марчаром».

Социальный рекрутинг помогает HR-маркетологу наиболее быстрым и простым способом находить кандидатов и общаться с ними, чтобы закрывать конкретные позиции (активный рекрутмент); привлекать кандидатов и работать над лояльностью к HR-бренду и узнаваемостью (пассивный рекрутмент); работать над внутренним брендом работодателя (повышать вовлеченность команды).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)