Социальный маркетинг

Маркетинг появился, безусловно, в коммерческой среде и первоначально был направлен на обеспечение всяческих условий для по-лучения фирмами прибыли. В связи с этим маркетинг традиционно связывается с рынком, с коммерческой деятельностью.

Коммерческая деятельность существует и в сфере культуры, где существует и актив-но развивается мощный прибыльный сектор (например, шоу-бизнес, кинематограф, аттракционы и т.д.). Маркетинг в данной сфере приобретает здесь те же черты, что и по отношению к коммерческой фирме.

В данном случае существует спрос на конкретные услуги, культурные продукты, а также существует платежеспособный потребитель. Тоже самое можно в целом отнести и к платным услугам, оказываемым учреждениями культуры, которые должны ориентироваться на спрос и соответствовать ожиданиям потребителя.

Однако возникает вопрос – применимы ли технологии маркетинга в некоммерческой сфере? Впервые положительно на этот вопрос ответил Ф. Коттлер, и постепенно эта точка зрения оправдалась.

Действительно, сегодня маркетинг успешно применяется во многих не-коммерческих секторах деятельности, в том числе и в сфере культуры. Как оказалось, маркетинговые технологии универсальны по отношению к любому виду деятельности. В связи с этим во второй половине 20 века появился и особый вид маркетинга – социальный маркетинг.

Возникновение социального маркетинга связано с теми тенденциями, которые ознаменовали эпоху социальной ответственности бизнеса. В этот период со стороны общества к бизнесу появились такие требования, как поддержка социальных проектов, забота об экологии, о здоровье и многие другие.

В маркетинге появились такие стратегии, которые стали учитывать потребности социальных групп, общества в целом, населения региона и т.д. Смысл социальной ответственности сводится к тому, что погоня за прибылью не должна наносить ущерб обществу, и, кроме того, организация должна стремиться наращивать положительные для общества результаты своей деятельности.

С другой стороны, некоммерческая среда, в которой реализуются и образовательные, и культурные, и государственные услуги, стала более внимательной к механизмам менеджмента и маркетинга, которые могли бы обеспечить функционирование данных организаций в меняющихся условиях.

Рыночные отношения поставили некоммерческие организации в такое положение, в котором они должны находить различные способы и возможности для осуществления своей деятельности. Адаптироваться к окружающей среде могут такие некоммерческие организации, которые знают как работать в условиях рынка и успешно реализовывать собственную маркетинговую политику.

Социальный маркетинг отличается от обычного (коммерческого) маркетинга своими целями. Если в коммерческой фирме маркетинговые стратегии обеспечивают процесс получения прибыли, то в некоммерческой организации маркетинговые стратегии способствуют осуществлению социально значимых идей, программ, событий, процессов.

В частности, целями социального маркетинга могут быть: перемены во мнениях или представлениях, изменения в поведенческом кодексе, побуждение к какому-либо действию, достижение понимания чего-либо и пр. Наибольшее распространение социальный маркетинг получил в сфере государственной деятельности и у некоммерческих организаций.

Социальный маркетинг и его принципы на сегодняшний день способствуют решению социальных задач, реализации социальных идей и программ, активному влиянию на социокультурные процессы к появлению возможности учитывать в работе некоммерческих организаций потребности общества.

В сфере культуры социальный маркетинг широко практикуется в контексте применения программно-целевого метода управления, предполагающего разработку и реализацию целевых программ и проектов, в разработке и реализации которых активизируются социально-маркетинговые технологии. Программно-целевое управление в сфере культуры снижает тенденции централизованного управления, повышает возможности стимулирования и инициативы в организации культурной деятельности на локальном уровне.

Стратегии социального маркетинга позволяют разрабатывать и осуществлять стратегии управления в сфере культуры: определять потенциальный и реальный спрос на культурные продукты, использовать мотивационные механизмы в работе с персоналом, осуществлять стратегическое планирование, модернизировать процессы реализации культурных услуг и т.д.

Социальный маркетинг в некоммерческих организациях регулируется законодательством, принятом в данной сфере (здравоохранение, культура, образование), а также координируется комплексными и целевыми программами по данному направлению деятельности. Именно некоммерческие организации выполняют функции реализаторов социально и культурно значимых идей и программ.

В рамках социального маркетинга некоммерческая организация в сфере культуры решает ряд проблем: определяет рынок культурных услуг, определяет способы их позиционирования, разрабатывает стратегию рекламной деятельности, продумывает способы взаимодействия с партнерами и конкурентами, разрабатывает методы создания собственной ниши на рынке досуговой или туристической деятельности и пр.

Все это обеспечивает реализацию социокультурных функций в обществе (просвещение, эстетическое и нравственное воспитание, социализация, релаксация и пр.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)