Социальные функции массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации реализуют ряд важных социальных функций. Как теоретическая и методологическая ориентация функционализм присущ многим подходам, приемлемым в современных социальных науках. Их объединяет анализ, сконцентрированный на изучении одной части общества в отношении другой части его или общества в целом.

Функциональный анализ в социологии основан на использовании представлений, адекватных для исследования биологической реальности. В обществе ведется поиск подобия органов, от действия которых зависит жизнеспособность целого, а при объяснении социального явления – функции, исполняемой им в широком контексте.

Этой традиции анализа массовой коммуникации следовали такие ученые, как Р. Мертон, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэлл. Согласно структурно-функциональному подходу общество рассматривается как система, состоящая из взаимозависимых частей или подсистем. При этом организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватной картины жизни общества, окружения людей. Это достигается и посредством деятельности средств массовой коммуникации. Механизм реализации «социального сцепления» представляет взаимодействие двух основных составляющих.

Первой из них являются потребности общества различного уровня – группы, коллективы, личности. Второй – «отклик» средств массовой коммуникации на соответствующие требования, реализация потребностей прямо или опосредованно. Средства массовой коммуникации трактуются как самоуправляющаяся и самокорректирующаяся подсистема, действующая в конкретных политических и институциональных условиях.

Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации осуществляется в двух взаимосвязанных плоскостях. Во-первых, это конкретный вид деятельности; во-вторых, полезность, ценность, которую она имеет с точки зрения пользователей, потребителей. В большом количестве классификаций функциональных особенностей массовой коммуникации выделяются два уровня – уровень социума и уровень индивида. С помощью средств массовой коммуникации осуществляется социализация личности, обеспечивается ее гармоничное сосуществование в группе, подчиненность ролям, которые предлагаются индивиду.

Интересно
В то же время следует учитывать, что иногда функциональный анализ крайне сложен. Формы содержания массмедиа признаются то функциональными, то дисфункциональными применительно к обществу в целом, конкретным индивидам, различным подгруппам.

Как правило, результаты такого анализа обосновывают статус-кво, так как неоднозначностью некоторых выводов можно пренебречь, отметив, что дисфункции уравновешиваются функциями. К примеру, медиасодержание различных видов и распространяющие их каналы можно считать функциональными, ведь если общество не распадается, оно сбалансировано.

Если оно сбалансировано, напрашивается вывод о том, что общее влияние массмедиа в целом положительно и лишь отчасти отрицательно. Отрицательные эффекты перевешиваются позитивными. Исследователи обычно довольствовались тем, что указывали на этот баланс, на основании чего делали вывод, что без негативных последствий обойтись нельзя.

Используя структурно-функциональный подход, в конце первой половины ХХ века Г. Лассуэлл выявил три функции массовой коммуникации:

  • обозрение окружающего мира, что можно понимать как информационную функцию;
  • корреляция с социальными группами общества, что интерпретируется как воздействие на общество и познание его с помощью обратной связи;
  • передача культурного наследия, что воспринимается как познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культур.

Позднее учеными в этой связи внесены и другие предложения. В 1960 году американским исследователем К. Райтом выделена развлекательная функция, а в начале 1980-х годов Д. Маккуэйл обосновал выполнение массовой коммуникацией мобилизующей функции в различных кампаниях, чаще всего политических.

Специфика массовой коммуникации обстоятельно изучается и в России. Отечественными исследователями психолингвистики определены четыре функции, типичные для радиои телевизионного общения:

  • оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;
  • функция контакта, которая играет существенную роль в формировании группового сознания;
  • функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;
  • функция социализации личности – воспитательная функция формирования тех черт личности, которые желательны для общества.

По мнению Л. Н. Федотовой, в современных каналах коммуникации сложились определенные способы и формы подачи материала, как бы олицетворяющие информирование, развлечение и утилитарно-прагматическую функцию.

В исследованиях, проведенных под руководством Б. А. Грушина, принята за основу следующая классификация: функция информирования, воспитания, организации поведения, снятия напряжения, функция коммуникации.

Функция воспитания подразумевает распространение сообщений об идеалах данного общества, передачу опыта, накопленного поколениями, формирование общественного мнения. Функция организации поведения связана с возможностью проведения газетной кампании, направленной на помощь пострадавшим в результате стихийного бедствия.

Функция снятия напряжения важна в условиях многочисленных стрессов, вызванных урбанизацией, темпами инновационных процессов и переживаемых людьми в современном мире. Функция коммуникации отражается в общении, обмене духовными ценностями или эмоциями, сближающими участников диалога.

Большинство исследователей при описании основных функций массовой коммуникации в обществе выделяют следующие:

  • информационную (сообщения о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
    обеспечение инновационных процессов);
  • социальной связи (комментирование и интерпретация происходящего);
  • поддержки существующих норм и властных отношений;
  • социализации;
  • координации разнонаправленной социальной активности, формирования общественного согласия;
  • обеспечения преемственности (выражение образцов доминирующей культуры, «узнавание» субкультур, новых культурных направлений);
  • поддержания общности социальных ценностей;
  • рекреативную (создание возможностей для отдыха и развлечения);
  • снижения социальной напряженности;
  • мобилизации (организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере).

Как отмечено выше, функциями массовой коммуникации могут уравновешиваться дисфункции. Размышляя о ее дисфункциях, следует иметь в виду, что они связаны с несоответствием реализации определенных функций. Чтобы достигнуть цели, определенные обществом, необходимо добиться их соответствия на уровне индивида. Достижение этих целей осложнено, так как жизнь того или иного общества характеризуется различной степенью интеграции и стабильности.

Существенное влияние на процесс интеграции социальных групп оказывают массмедиа. Они способны содействовать как объединению людей, так и росту напряженности в их отношениях, создавать условия для эскалации конфликтов.

Дисфункциональность деятельности средств массовой коммуникации может проявляться в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания», а функция мобилизации при определенных условиях – способствовать эскалации насилия.

В качестве особенности средств массовой коммуникации, по мнению исследователей П. Лазарсфельда и Р. Мертона, может быть выделена наркотизирующая дисфункция. Разрозненные исследования показывают, что все больше времени люди затрачивают на потребление материалов, предлагаемых массмедиа. Предполагается, что широкое распространение коммуникации вызовет лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах, часто скрывающую апатию.

Доступность потоков сообщений для рядового слушателя или читателя зачастую способствует их усыплению, наркотизации, нежели активности. Так как все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию программ массмедиа, меньше внимания может быть уделено организованному социальному действию.

Индивид ознакомляется с сообщениями о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты поступков. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не происходит даже отдаленная активизация организованного социального действия.

Гражданин может быть доволен собственным высоким уровнем информированности и не замечать, что он отстранен от процесса принятия решений и действий. Он рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности (чтение, прослушивание, размышления) как замещающее действие. В этом специфическом отношении деятельность средств массовой коммуникации может считаться одним из наиболее влиятельных социальных наркотиков.

Особенно весома, по мнению исследователей, роль средств массовой коммуникации в сфере воспроизводства национальных языков, установления языковых норм, стандарта правильной речи. Дело в том, что журналистами нередко вводятся в обиход неоправданные заимствования из иностранных языков, слова из сленга.

Эти аспекты также можно отнести к дисфункциям средств массовой коммуникации – деструктивным последствиям их действий. Таким образом, изучение функций и дисфункций массовой коммуникации позволяет глубже осмыслить особенности ее влияния на информированность широких слоев населения.

От деятельности средств информации зависит статус не только общественных проблем, но и личностей, организаций. Результаты исследований показывают, что общественная репутация индивида повышается при благоприятном освещении его действий массмедиа.

С учетом многообразных форм их влияния на жизнь общества в качестве основных функций массовой коммуникации выделяют:

  • информационную;
  • социальной связи;
  • поддержки существующих норм и властных отношений;
  • социализации;
  • координации разнонаправленной социальной активности, формирования общественного согласия;
  • обеспечения преемственности;
  • поддержания общности социальных ценностей;
  • рекреативную;
  • мобилизации.

Вместе с тем возрастающий поток сообщений может служить преобразованию энергии людей от активного участия к пассивному знанию. В этом случае правомерно говорить о дисфункциях массовой коммуникации, связанных с несоответствием реализации определенных функций. В том или ином обществе фиксируются различная степень интеграции и стабильности и возможность существования конфликта в социальной системе.

В связи с этим дисфункциональность деятельности средств массовой коммуникации может выразиться в том, что реализация информационной функции превращает массмедиа в источник дезинформации, а выполнение функции мобилизации способствует распространению насилия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)